Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
21 декабря 2013, источник: РИА Новости, (новости источника)

Вагановский «Щелкунчик»: «крещение Чайковским» и будущее балета

Корреспондент РИА Новости побывал на спектакле, где увидел классическую хореографию Василия Вайнонена, а также посмотрел на будущих звезд русского балета, за воспитание которых с недавних пор отвечает Николай Цискаридзе.

С.-ПЕТЕРБУРГ, 21 дек — РИА Новости, Илья Григорьев. Премьера балета «Щелкунчик», которую традиционно в дни зимних каникул представляет Академия Русского балета имени Вагановой, состоялась на сцене Мариинского театра в субботу. Корреспондент РИА Новости побывал на спектакле, где увидел классическую хореографию Василия Вайнонена, а также посмотрел на будущих звезд русского балета, за воспитание которых с недавних пор отвечает Николай Цискаридзе.

Через «Щелкунчик» прошли Нуреев и Вишнева

Новогодний смотр подрастающего поколения танцоров, воспитывающихся в Академии русского балета имени Вагановой, давно стал традицией для зимнего репертуара классической сцены Мариинского театра. Каждый год самые перспективные воспитанники учебного заведения танцуют «Щелкунчика», и каждый год постановка становится премьерой, поскольку состав труппы дебютантов меняется от раза к разу. Подобное «крещение Чайковским» в свое время прошли такие будущие гранды русского балета, как Рудольф Нуреев, Диана Вишнева и Светлана Захарова.

В этом году в академии подготовили целых пять составов на главные роли Маши и Принца, а всего на новогодних каникулах балет станцуют целых девять раз, включая премьерный показ. Столь большое количество составов в этих постановках и.о. ректора Академии русского балета Николай Цискаридзе объясняет тем, что талантливых ребят оказалось много и захотелось каждому дать свой шанс.

«За два месяца, которые мы готовили постановку, ребята очень выросли. Стимул — танцевать на главной сцене Мариинского театра — очень сподвигает детские организмы к огромным нагрузкам и совершенствованию», — рассказал корреспонденту РИА Новости Николай Цискаридзе перед премьерой.

В первом акте балета с классической хореографией Василия Вайнонена юным дарованиям Вагановки помогает лишь один из взрослых преподавателей академии, играющий роль Дроссельмейера. Но уже ко второму действию на сцене театра остаются только студенты и у зрителей появляется возможность оценить будущее балета без прикрас.

Цискаридзе признается, что сам всю жизнь танцевал «Щелкунчика» в хореографии Юрия Григоровича, но версию Вайнонена, которая с тридцатых годов прижилась в Мариинском театре, считает лучшей постановкой для детей.

«Здесь, в Петербурге, премьеру этого балета Вайнонена танцевала одна из моих педагогов — Галина Уланова, а в Москве спектакль ставили с участием другого моего педагога — Марины Семеновой», — не без намека на преемственность подчеркнул Цискаридзе.

Со «Щелкунчиком» Вайнонена он, кстати, дебютировал в московском детском музыкальном театре имени Наталии Сац в качестве постановщика. Тогда ему пришлось, по его же словам, «возобновлять» спектакль. Но в Мариинском, «где “Щелкунчика” исполняли тысячи раз», ничего восстанавливать не нужно, остается лишь бережно сохранять.

Это судьба

«На “Щелкунчике” лежит огромная ответственность. И не только потому, что это новогодняя сказка, но и потому, что в биографии каждого человека бывает первая встреча с балетом, которым часто бывает балет Чайковского. От этой встречи зависит ваше дальнейшее отношение к этому искусству. Если это не будет волшебством и ребенок не восхитится, то есть вероятность, что он больше никогда не придет на балет, считая будто это неинтересно», — рассказал Цискаридзе.

По его словам, спектакль «Щелкунчик» очень дорог его сердцу, поскольку большую часть жизни ему доводилось танцевать его партию на свой день рождения — 31 декабря.

«Это была моя самая первая роль в Большом театре. И первое, с чем я столкнулся в академии — это “Щелкунчик”. Это судьба», — уверен Цискаридзе.