Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
24 декабря 2013, источник: РИА Новости

Выставка русского купеческого портрета откроется в Историческом музее

МОСКВА, 24 дек — РИА Новости, Софья Пономарева. Выставка «Купеческий портрет XVIII — начала ХХ века из собрания Исторического музея» открывается в московском Государственном Историческом музее (ГИМ) в среду

В экспозиции представлены многочисленные живописные полотна, а также дагерротипы и фотографии из фондов музея.

Третье сословие

Около сотни экспонатов, собранных в новом выставочном зале ГИМа в главном здании, иллюстрируют в лицах всю историю существования купечества в Российской империи — от Петра I до Николая II. В основном это живописные портреты — их более 70.

Любопытно, что «купеческий портрет» и «портрет купца» в глазах историка искусств — это не одно и то же. Термином «купеческий портрет» принято обозначать картины, написанные не очень известными или неумелыми художниками в ранний период развития жанра. Именно такие работы — наиболее интересная часть экспозиции. Среди хрестоматийных образцов, представленных на выставке — вишняковские портреты купцов Яковлевых, полотно Мины Колокольникова, изображения анонимных красавиц из Торопца в расшитых речным жемчугом кокошниках и так далее. Музей достал из фондов и малоизвестные, но прелестные полотна. Например, портреты Басниных кисти Васильева, Дворниковых работы Дурнова и семьи Золотаревых работы неизвестного художника. Совершенно потрясающий пример «провинциального» рококо — торопецкая купчиха, бросающая кокетливый взгляд из-под платка. На ней кокошник и сарафан, но она не забыла обильно нарумяниться и поставить себе целых две мушки.

Их писали провинциальные художники, которым не доставалось заказчиков-аристократов, предпочитавших более именитых живописцев. От древнерусской живописи и парсуны в эти картины пришла застылость поз и лиц, а также огромное внимание к украшениям и одежде, которые выписывались крайне тщательно. В художественных галереях подобных «купеческих портретов» немного: из-за простоватости ими пренебрегали. Зато их историческая ценность как документов эпохи была общепризнанной — поэтому в ГИМе и собрана такая представительная коллекция.

Однако в глазах современного зрителя это не просто превосходная документация народных или дотошно скопированных у аристократов придворных костюмов, расшитых золотом и жемчугами. Сегодня «купеческий портрет» причисляют к «наивному искусству» и любят его за то же самое очарование и непосредственность, которые присутствуют в картинах Анри Руссо (т.н. «Таможенника») или Нико Пиросмани.

Столпы России

В первой половине XIX века именитые художники писали купцов редко. Исключение — бывший крепостной Тропинин (на выставке представлены его портреты Гусятникова, Киселевых, Селиванова), а также московские мастера его школы — Заваруев, Каверин и Мыльников, работы которых также можно найти в зале. Со временем ситуация начинает исправляться: появляется реалистический психологический портрет купца. Авторство некоторых картин этого периода, представленных на выставке, не установлено — но они все равно приковывают внимание зрителя, так внимателен и порой беспощаден к своей модели художник. Тут и мощные бородатые старики, которые тебя «насквозь видят», и полные энергии старухи, а также пухлые и неприятные купчихи, которым очень далеко до того романтического образа, который создаст в Серебряном веке Кустодиев.

Лучшие живописцы начинают писать портреты купцов в большом количестве тогда же, когда купцы начинают играть очень большую роль в жизни страны — и как промышленники, и как меценаты. Вторая часть экспозиции (хотя зал не очень четко поделен по хронологии) — именно работы Серова, Маковского, Богданова-Бельского и других известных портретистов эпохи. Их интересно разглядывать не только потому, что они отличаются реализмом и психологичностью, но и поскольку каждая изображенная личность вошла в историю страны. Это изображения основателей Театрального музея братьев Бахрушиных, основательницы Тургеневской библиотеки Варвары Морозовой, покровителя Шехтеля Павла Рябушинского и многих других. Стоит отметить портрет владельца кондитерской фабрики Алексея Абрикосова, написанного Серовым, а также детей чайного магната Высоцкого работы Леонида Пастернака.

Наконец, портретную галерею дополняют произведения светописи 1840-50-х годов: дагерротипы и фотографии. Это редкая коллекция пожелтевших от времени снимков, которая свидетельствует, что хотя живописцы в своих работах маслом не стеснялись и писали купцов и толстыми, и старыми, им все-таки не удавалось передавать ту хватку, расчетливость и умение жить, которые отличают лица на этих фотографиях.

Зритель может увидеть и предметы материального мира — чудом сохранившуюся коллекцию бижутерии XIX века, а также несколько витрин со старопечатными книгами, иконами, народным искусством и костюмами. Это предметы из коллекций купцов-меценатов, чьи лица мы видим рядом — ведь именно из частных собраний этих людей выросли многие российские музеи.