Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
31 декабря 2013, источник: Аргументы и факты

Николай Цискаридзе: «За каждой нашей ошибкой — человеческие судьбы»

Народный артист России рассказал о первых месяцах работы в должности и. о. ректора Академии Русского балета

28 октября Николай Цискаридзе был назначен и. о. ректора Академии Русского балета им. Вагановой в Петербурге. Накануне Нового года у Цискаридзе много работы: нужно не только быстро войти в курс дел, но и уже начать менять жизнь в Академии — в частности, оптимизировать учебный процесс. Несмотря на большую загруженность, Цискаридзе всегда лично присутствует на репетициях. 

Корреспонденту АиФ удалось побывать на репетиции «Щелкунчика». Несмотря на то, что премьера состоялась 21 декабря на сцене Мариинского театра, вагановцы продолжают трудиться, так как в спектакле задействовано пять составов учащихся. Всех учениц Цискаридзе знает по именам и объясняет, как правильно выполнить то или иное па. «Каждая из них хочет, чтобы её заметили, — объясняет и. о. ректора. — Я тоже был когда-то на их месте».

– Прошло уже почти 2 месяца с момента вашего назначения. Что изменилось за это время в Академии Русского балета? Какие нововведения были внедрены, какие инициативы вы высказали? И как вы сами оцениваете первые результаты своей работы?

– Оценивать свою работу у меня никогда не получалось. Я и в артистической карьере всегда говорил, что оценку даёт время. Сейчас у меня роль чиновника. Мне иногда хочется высказаться по-старому, более эмоционально, а приходится сдерживаться, говорить более осторожно. За моей спиной стоит целое учебное заведение и его репутация. У меня очень большой участок работы. Академия находится в замечательном состоянии в творческом плане — здесь самые древние традиции. Когда с горы катится снежный ком, он постепенно нарастает. С другой стороны, в этот ком попадают всякие щепки, ненужности. От них надо избавляться. Надо ещё много чего сделать. Хочется, чтобы дети были здоровы, чтобы спектаклей у них было больше, чтобы учились они хорошо и с комфортом.

За два месяца ушло несколько проректоров. 1 января придут три новых достойных человека. Это Жанна Аюпова, прима-балерина Мариинского театра, которая становится первым проректором. По учебно-воспитательному процессу на должность проректора придёт Леонид Меньшиков, а по научной работе — Светлана Лаврова. Это два специалиста из Консерватории с большим опытом работы в вузе.

Недавно у нас была проверка. Сделали много замечаний по тому, как велись бумаги, как велось обучение. К сожалению, законы меняются регулярно. Каждый день выходят поправки. Их нужно регулярно просматривать, жить в ногу со временем и ни в коем случае нигде не опаздывать, а Академия, к сожалению, опаздывала и делала ошибки последние 6–7 лет. Это всё надо исправлять. Я вчера общался с одним нашим педагогом. Я ей сказал: «Понимаете, мне и так нелегко последние два месяца. Вы хотите, чтобы я всё сразу исправил? Такого не бывает».

Знаете, почему «Титаник» всё-таки погиб? Они видели айсберг уже издалека, но корабль шёл на большом ходу. Невозможно лайнер резко повернуть, его можно только остановить. Мы останавливаться не имеем права, мы должны идти вперёд — это дети, учебный процесс. И погибнуть мы не имеем права. За каждой нашей ошибкой — реальные человеческие судьбы.

– К Новому году ваши ученики приготовили новую версию «Щелкунчика». В ней будет что-то инновационное, какие-то эксперименты?

– Никаких инноваций! Начо Дуато в Михайловском театре поставил новую версию спектакля, а мы танцуем одну из самых старых версий 1934 года Василия Вайнонена. Она основана на первой постановке Льва Иванова 1893 года, когда была написана эта великая музыка. Мы — Академия Русского балета, мы — эталон. Поэтому должны показывать ту планку, от которой все должны танцевать. Есть замечательное произведение, тема с вариациями. Мы — классическая школа. Когда наши замечательные учащиеся уйдут отсюда, они будут строить вариации так, как посчитают нужным.

– Вы сами впервые за много лет в это 31 декабря не выйдете на сцену. Как проведёте свой день рождения и Новый год?

– Свободно, без балета. Не буду никуда спешить. Я обожаю свою профессию. Большой театр всегда был, есть и будет моим домом. Другого дома у меня никогда не будет. Кто бы что ни говорил, но я всегда останусь танцовщиком Большого театра. Я вчера был на юбилее Елены Васильевны Образцовой в Большом театре. Ко мне подходило такое количество людей, они говорили: «Николай, мы как обычно купили билет на “Щелкунчика” только в расчёте на вас. Сейчас мы пытаемся пристроить куда-то свои билеты, потому что без вас мы не хотим видеть спектакль». 

С одной стороны, мне очень приятно. С другой стороны, я им говорю: «Господа, жизнь пошла дальше». Мне не обидно. Я знаю только одно: мне не хочется опустить планку. Я в «Щелкунчике» танцевал самую сложную редакцию. В моей карьере не было такого, чтобы что-то не доделал. Что касается дня рождения — у меня его никогда не было. Я 21 год 31 декабря выходил на сцену. Не вышел только два раза — один раз лежал в больнице. Во второй раз у нас был миллениум. Владимир Васильев, который тогда был директором, устроил в Большом театре новогодний бал. Я в тот день пошёл в цирк со своим школьным педагогом.

– Какие цели — профессиональные, творческие и личные — вы ставите перед собой на 2014 год? И каким вам бы хотелось, чтобы для вас стал следующий год?

– Я не ставлю перед собой целей. Главное для меня сейчас — честно служить Академии, чтобы на всё хватило сил. Иногда не хватает суток, чтобы решить все вопросы. Я очень люблю спокойствие и не люблю нервничать, потому что в моей жизни было слишком много потрясений. Хочу, чтобы был спокойный, ровный год, чтобы можно было мирно и тихо работать, чтобы никто в прессе не устраивал истерику, непонятно на чём основанную. Вы сами видели атмосферу в Академии. Вчера в Большом театре все спрашивали: «Ну, как там у тебя дела?». Всё у меня нормально. Все сразу так удивляются — потому что пишут другое. За этот год большое количество людей попиарилось на моей фамилии. Эти люди не могут в жизни сделать ничего яркого. Это так надоело! Бог им судья.