Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
13 января 2014, источник: m24.ru

Первое чувство и Третья мировая: премьера фильма «Как я теперь люблю»

В российский прокат вышел новый фильм «оскароносного» документалиста Кевина Макдональда «Как я теперь люблю». О том, чего ожидать от картины, расскажет обозреватель M24.ru Максим Эйдис

В российский прокат вышел новый фильм «оскароносного» документалиста Кевина Макдональда «Как я теперь люблю». О том, чего ожидать от картины, расскажет обозреватель M24.ru Максим Эйдис.

Юная американка Элизабет (все называют ее «Дэйзи») прилетает погостить на лето к своей тетке в Британию. На лице – «готический» макияж, на теле – рваная, по последней моде, черная одежда, в голове – эхо бесчисленных слов, сказанных на сеансах психоаналитиком. Тетка Дэйзи живет на ферме вместе с двумя сыновьями и дочерью, маленькой Пайпер. Поначалу американская гостья не слишком-то расположена к общению с родственниками, но вскоре между ней и старшим из братьев, Эдмондом, начинается роман. Через несколько дней тетя срочно вылетает в Женеву. Дела не терпят отлагательства, ведь тетя – участник процесса мирного урегулирования, и пытается остановить готовую вот-вот начаться Третью мировую войну. Дети остаются на ферме одни, и как раз в это время террористы взрывают в Лондоне ядерную бомбу, что приводит к гибели сотен тысяч человек. На ферму приезжает сотрудник консульства США, который выдает Дэйзи билет домой и советует ее братьям и сестре оставаться дома и ждать эвакуации. Но дети решают, что спрячутся от правительственных войск в сарае, а Дэйзи сжигает свой билет, чтобы остаться с Эдмондом…

Хотя британец Кевин Макдональд во всем мире известен в первую очередь как режиссер «оскароносного» документального фильма «Однажды в сентябре», повествующего о трагических событиях во время Мюнхенской олимпиады 1972 года, у нас его знают прежде всего как режиссера политического триллера «Последний король Шотландии». Фильм запомнился не только удивительной игрой Фореста Уитакера, сыгравшего африканского диктатора Амина и получившего за эту роль «Оскар», но и редким сочетанием лирической интонации и пугающих сцен чудовищной жестокости. То же необычное сочетание можно снова увидеть и в новом фильме режиссера — с той лишь разницей, что начало «Как я теперь люблю» (в оригинале – «Как я теперь живу») не обещает никаких ужасов. Фильм начинается как обычная подростковая инди-комедия, и превращается в пост-апокалиптическую драму так незаметно и буднично, что поневоле начинаешь беспокоиться, не пропустил ли каких-нибудь важных политических новостей в последние год-два. Вот подростки смотрят по телевизору кадры взрывов в Париже… А вот тетка Дэйзи ведет переговоры с неизвестными собеседниками о будущей встрече в Женеве… А вот в новостях сообщают о взрыве ядерной бомбы в центре Лондона… На политический бэкграунд Макдональд не делает никакого акцента – что, в общем, и неудивительно, поскольку фильм совсем не о террористах и о борьбе с ними, а о любви и преодолении себя.

Возможно, в пересказе соединение подростковой мелодрамы (будем называть вещи своими именами) и взрослого триллера-антиутопии может кому-то показаться нелепым, но ведь именно так (или почти так) перемешиваются в головах современных подростков и мысли о будущем, в которых присутствуют одновременно и возможная война, и возможная любовь. Здесь многое зависело от умения режиссера найти нужную интонацию, и надо отдать Макдональду должное – ему удалось ее найти. Акцент в фильме сделан даже не на игре исполнительницы главной роли (хотя стоит отметить, что Сирша Ронан справилась со своей задачей на твердую пятерку), а на съемках удивительной природы Северной Британии. Великолепная работа оператора Франца Лустига, ранее снимавшего для Вима Вендерса («Входите без стука», «Съемки в Палермо»), заставляет вспомнить съемку Эммануэля Любецки в картинах Терренса Малика: то же заливающее весь ландшафт оглушительное солнце, те же крупные или даже сверхкрупные планы, создающие у зрителей полную иллюзию присутствия… И если картину Макдональда и можно в чем-то упрекнуть, так именно в «маликовщине»: виды Британии здесь настолько потрясающе красивы, что сюжет попросту перестает играть какое-либо значение…

К счастью, в отличие от последних картин «канадского гения», фильм «Как я теперь люблю» не стремится поведать нам о тайнах рождения Вселенной или о скрытых в глубинах человеческой души отблесках божественного. Пафоса в новой картине Макдональда не сыскать: если бы не жуткие сцены разрушений и смертей, «Как я теперь люблю» можно было бы принять за обычную (хотя и подозрительно красиво снятую) историю о девочке, которая приезжает в другую страну и там встречает свою первую любовь. Но именно горы трупов, сцены варварского насилия и смерть почти всех главных героев и делают фильм уникальным. Вполне в духе советов психоаналитиков, к которым, по всей видимости, обращалась у себя в Америке юная Дэйзи, фильм Кевина Макдональда предлагает нам не забрасывать наши кошмары куда-нибудь на темный чердак сознания, а принять их как часть общей картины мира. Мира порой жестокого, несправедливого и невыносимо печального, но в то же время – прекрасного, несмотря ни на что.

Максим Эйдис