Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
16 января 2014, источник: РИА Новости, (новости источника)

Проволочные скульптуры во Владивостоке: вандалы — искусство 4:0

Корреспондент РИА Новости выяснил, как за несколько минут сделать памятник самому себе и сколько денег нужно, чтобы установить 33 скульптуры известных жителей Владивостока.

ВЛАДИВОСТОК, 16 янв — РИА Новости, Алексей Дёмин. Главный дизайнер Владивостока представил свой новый проект — 33 проволочные скульптуры известных горожан. Корреспондент РИА Новости посетил презентацию памятников и выяснил, что такое душманчик и как его сделать за несколько минут, а также сколько часов понадобилось вандалам, чтобы испортить скульптуры.

Раз душманчик, два душманчик — будет акция

Розовая проволочная «рубаха» вокалиста рок-группы «Туманный стон» Леонида Штительмана за спинами фотографов виднелась очень слабо. Несмотря на прохладу, с десяток, а то и больше журналистов пришли посмотреть на то, о чем писали целую неделю — серия проволочных скульптур наконец-то готова для полноценной экскурсии, которая вот-вот начнется на Спортивной набережной.

Я подхожу поближе, чтобы рассмотреть проволочную фигурку известного музыканта, и понимаю, что мы все стали в хорошем смысле жертвами идеально спланированной художественной акции. О том, что во Владивостоке установят 33 скульптуры, все узнали еще 10 января. В голове не укладывалось, как такое возможно: скульптуры — и через каждые 200 метров, да еще установят за неделю.

Проволочные скульптуры известных горожан установили во ВладивостокеАвторы молчали, СМИ предполагали. Журналисты на полном серьезе писали об этом в своих новостях, пользователи соцсетей обсуждали, надо ли это или нет, а прототипы будущих скульптур взывали к морали, вплоть до того, что с десяток из них отказались быть увековеченными в проволоке, так как памятник при жизни, мол, некрасиво и стыдно.

Интригу автор проекта, Павел Шугуров, держал до последнего. Какими будут скульптуры, большими или маленькими, и когда их установят, он упорно скрывал. Все представляли настоящие монументы и недоумевали, как же в такой короткий срок можно их смонтировать. Оказалось, можно — 10-сантиметровые фигурки из проволоки, так называемые «душманчики», утром 15 января появились на улицах Владивостока.

Несмотря на все ожидания, горячие дискуссии и разницу в том, как представляют себе монументальное искусство горожане и художники, среди толпы собравшихся на набережной недовольных не было. Наши ожидания проволочных монументов чуть ли не в человеческий рост в реальности обернулись «скульптурами» в несколько сантиметров, добрая ирония которых свела на нет все возможные возражения.

Через несколько минут на набережной появился автор проекта — Павел Шугуров. Остановившись перед журналистами, он взял мегафон и буквально сходу начал экскурсию, тут же пояснив, что эти скульптуры называются «душманчики», а техника их плетения существует уже десятки лет.

«Душманчики появились в 1980-е годы во время войны в Афганистане. Их обычно плели для детей, когда не было солдатиков. Существует масса тематических форумов в интернете с фотографиями душманчиков. Чаще всего это солдаты. Есть даже техники плетения оружия и прочих военных атрибутов», — рассказал Шугуров.

Малый бюджет, большой резонанс

Толпа журналистов следует за Павлом Шугуровым по пятам, скользя на льду Амурского залива, мы идем к вмонтированной туда фигурке хоккеиста команды «Адмирал». На вопросы о том, что произойдет, когда все растает, Павел Шугуров шутливо отвечает, что тогда будет подводная экспозиция, а затем продолжает рассказывать о проекте.

«Проволоку я покупал на свои деньги — потратил всего 3 тысячи рублей. Для семьи это ощутимая сумма, поэтому мы с женой говорим, что у акции огромный бюджет. Впрочем, она окупилась. Потому что когда стало известно о проволочных скульптурах, начали поступать просьбы от горожан сделать душманчика за деньги», — рассказывает Шугуров.

Налюбовавшись на проволочного хоккеиста, журналисты отправляются дальше. Шугуров ведет к душманчику Павла Компана, занимающегося организацией праздничных мероприятий. Его скульптура выполнена из розовой проволоки. В толпе возникает вопрос, почему же он такой. «Да потому что молодой и свежий», — неожиданно отвечает из толпы поэт Андрей Вороной. Шугурову версия нравится, и он дарит Вороному проволочного душманчика.

«Когда плетешь душманчика, надо обязательно думать о человеке, которого ты хочешь изобразить. Вспоминать, какой он, найти какую-нибудь деталь в его образе. Тогда фигурка получится похожей на оригинал», — поясняет мне художница Татьяна, которая участвовала в плетении городских скульптур.

Мы переходим дорогу к следующему «изваянию». «Идеальная антивандальная система: если кто-то захочет сломать скульптуры, их попросту не заметят», — отмечает по дороге Андрей Вороной. Однако это не так: пройдет меньше часа, и мы убедимся в обратном.

По пути к одной из проволочных фигурок уже издали видно, что ее на месте нет. Душманчика «Павел Шугуров устанавливает памятник Павлу Шугурову», который должен был стоять на парапете над Спортивной набережной, унесли неизвестные. Короткие поиски скульптуры результатов не дали.

Все, смеясь, сошлись на том, что памятник позаимствовали поклонники. «Пора тогда уж переименовать проект из “33 скульптур” в “33 минус 1”, — шутит Павел Шугуров. К слову, команда уличных художников с которой он работает, называется “33+1”, так что символичность проекта проявляется и здесь.

Вообще, прогулка оказалась насыщенной событиями. На подходе к “Анне Алеко, толкающей культуру”, и фигурке театрального режиссера “Сергей Руденок, обдумывающий новый проект” нас останавливает полицейский и говорит, что идти дальше мы не можем.

“Обнаружена подозрительная сумка. Этот район оцеплен”, — коротко рапортует страж порядка в ответ на слова о проведении акции.

Скульптуры Руденка и Алеко посмотреть не удается, хотя позже выяснится, что кожаная женская сумка на лавочке в сквере не таила в себе взрывных устройств, однако бдительность прежде всего.

Дойдя до вокзала, все вновь обнаружили пропажу — исчез желтый спортивный автомобиль, который украшал композицию с приморским гонщиком Марком Шульжицким. Видимо, кто-то, отрывая модель авто, случайно задел руки проволочной скульптуры, и душманчик-гонщик встретил нас в какой-то растерянной позе. Павел Шугуров поднял ему руки вверх, отметив, что спортсмен все равно не сдается.

Следующая остановка — площадь Борцов революции, где установлена скульптура монтировщику сцен. Однако ее на месте нет, рабочие, обслуживающие сцену, которая осталась с новогодних торжеств, что-то невнятно бубнят в ответ на вопрос Шугурова, где скульптура. “Это, наверное, тот случай, когда прототип забрал свою скульптуру”, — прокомментировал ситуацию Шугуров, и мы следуем дальше.

По пути я решаю спросить Павла о правильности своей догадки, что эти скульптуры — городской дадаизм (авангардное направление в искусстве 1920-х годов прошлого века, когда художники пытались изобразить человека несколькими штрихами, но передать эмоцию — ред.). Павел охотно соглашается с моей версией, но наш разговор прерывает прохожий, видно, не проникшийся глубиной замысла.

“Это какая-то чушь. Мы с друзьями не могли понять, что это такое”, — говорит он, указывая на проволочного Михаила Швецова, ведущего в Приморье “Брэйн-ринг” (аналог передачи “Что? Где? Когда?” — ред.). Не найдясь, что ответить, мы просто смотрим на скульптуру — несколько часов назад на месте головы у нее был грецкий орех, символизирующий ум. Теперь он расколот.

Шугуров, тем не менее, не унывает: “Раскололи орех и, по-видимому, съели, но и так тоже хорошо”. Из толпы журналистов историк Сергей Корнилов цитирует заставку советского познавательного киножурнала: “Орешек знанья тверд, нам расколоть его поможет тележурнал „Хочу все знать“. Все смеются и идут смотреть, как плести душманчиков.

Хотели человека, а получился котик

„А я хочу плести котика“, — говорит девушка, участвующая в мастер-классе по плетению душманчиков, которым завершилась экскурсия. Авторы проекта, терпеливо объясняющие технологию плетения, нисколько не против, хоть и немного удивлены.

„Мы планируем сделать почти 700 тысяч проволочных скульптур — по числу жителей Владивостока. Если плести котиков, мы посчитали, понадобится еще 50 тысяч“, — с улыбкой отмечает Павел Шугуров, показывая, как правильно делать каркас и обматывать его проволокой.

Тем временем художница Татьяна поясняет, как плести человека. Нужно немного — кусок проволоки, из которого делается пять петель — голова, руки и ноги. Затем той же проволокой обвить его в соответствии с пропорциями человека, которого нужно показать.

На все уходит максимум минут 20. Хотя зрители овладевают техникой еще быстрее и проволочных человечков показывают одного за другим. Котик, кстати, тоже удался. Вокруг нас проволока и небольшие фигурки людей. Завершается все групповым фото.

Уходя, я интересуюсь у Павла Шугурова, как долго, на его взгляд, сохранятся скульптуры. „Думаю, что многие из них простоят до весны, а может быть, и дольше, несмотря на то, что некоторые уже пострадали от рук неизвестных. Вообще, я не против, если прототипы наших душманчиков заберут их себе домой — это лучший вариант развития событий“, — подытожил Шугуров.