Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
21 января 2014, источник: Ведомости

Минкультуры ищет зрителей

Министерство культуры предлагает обязать российских производителей документального кино добиваться показа по телевидению фильмов, снятых на бюджетные деньги

Проект поправок в «Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на поддержку кинематографии» был опубликован вчера на портале нормативных актов для общественного обсуждения. Документ предполагает, что все производители неигрового кино, получающие субсидии из бюджета, будут обязаны обеспечить показ своих фильмов на телевидении. Это может быть обязательный общедоступный телеканал или канал, который распространяется более чем в половине субъектов России, следует из документа.

Отечественное документальное кино лишено широкого кинотеатрального проката, у большинства населения нет возможности смотреть новые работы российских кинодокументалистов, говорится в пояснительной записке к законопроекту. Телевидение — основной и самый эффективный канал распространения неигрового кино, считают авторы документа. Представитель Минкультуры Ирина Казначеева не ответила на вопросы «Ведомостей». «Сейчас государство субсидирует фильмы, которые почти нигде не показывают и никто не смотрит. Эту ситуацию надо исправлять», — объяснил «Ведомостям» чиновник Минкультуры.

«Картины, которые собирают множество наград на фестивалях и выходят в прокат, вообще не показываются на федеральных каналах, сетует президент фестиваля документального кино “Артдокфест” Виталий Манский. Но идею чиновников он не одобряет. По мнению Манского, фильтры в виде общенациональных каналов при получении субсидии могут спровоцировать возникновение коррупционных схем: например, производители кино, аффилированные с телеканалами, при поддержке Минкультуры будут заинтересованы выпускать продукт под конкретные каналы.

По словам Манского, из 400 документальных фильмов, поддержанных Минкультом в 2012 г., получили известность только 50 картин (в прокате и на фестивалях). По итогам 2013 г. зрители увидели уже около 100 документальных фильмов. Хотя Минкультуры в прошлом году сократило количество субсидий, увеличив их размер, продолжает Манский.

Режиссер и продюсер неигрового кино Ольга Арлаускас говорит, что размер субсидии на один неигровой фильм составляет сейчас 1-5 млн руб.

ВГТРК в основном сама снимает документальное кино и показывает его на каналах холдинга — “Россия 1”, “Моя планета”, “Наука 2.0”, говорит представитель ВГТРК Виктория Арутюнова.

Телевидение работает в другом формате, показывать фестивальную документалистику на центральных каналах — это как показывать концерты классической музыки, рассуждает Арлаускас. На таких фильмах сложно заработать: в документалистике затраты на производство фильма, как правило, невозвратные деньги, резюмирует она.

Продюсер при получении субсидии должен отчитываться перед государством, дошел ли его фильм до зрителя, а телевидение — самый эффективный способ донести кино до людей, соглашается директор компании СТВ Сергей Сельянов. Другое дело, что при развитии интернета необязательно законодательно принуждать продюсеров обеспечить показ фильма на ТВ — договоренности с телеканалами могут быть просто дополнительным плюсом при участии компании в конкурсе на получение субсидий, отмечает он.