Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
21 января 2014, источник: Газета Коммерсантъ

Искусство поздравлять

Мариинский театр отметил юбилей Ольги Николаевны Моисеевой. Вместе со зрителями балерине и педагогу-репетитору аплодировала ОЛЬГА Ъ-ФЕДОРЧЕНКО

Ольга Моисеева — балерина знаменитой вагановской школы, протанцевала на ленинградской сцене 26 лет (1947-1973) и исполнила весь основной классический и современный репертуар. Особенно хореографы ценили ее дар насыщать абстрактную лирику драматическим содержанием. К сожалению, единственной полноценной премьерой, исполненной в первом составе, в творческой судьбе Ольги Моисеевой стала лишь Мехмене Бану в «Легенде о любви». Впрочем, недостатка в премьерах не испытывали ее ученицы Галина Мезенцева, Алтынай Асылмуратова, Ирма Ниорадзе, Ульяна Лопаткина, Светлана Захарова — две последние поздравили любимого педагога танцем со сцены.

Гала-концерт в честь 85-летия балерины и педагога порадовал неутомительной насыщенностью — «Кармен-сюита» и дивертисмент. Весь вечер на подмостках провела Светлана Захарова — прима Большого театра, проложившая путь на Москву из класса Ольги Моисеевой. Госпожа Захарова, находящаяся на пике форме, станцевала Кармен, выступила в двух номерах дивертисмента (па-де-де из «Корсара» и «Revelation») и произнесла поздравительную речь, в которой предсказуемо призналась в любви к Ольге Николаевне (было бы странно, если бы это не прозвучало). Говорила госпожа Захарова гладко, правильно и ровно, как и танцевала. Эксклюзивное тело ее Кармен было вне конкуренции. В па-де-де из «Корсара» особенно запомнилась восхитительная сиреневая пачка. В номере «Revelation» балерине чрезвычайно шел шиньон из длинных вьющихся волос, серый стул также выгодно оттенял античную красоту госпожи Захаровой и был очень удобен для страданий в положении сидя, полулежа и лежа. Взаимоотношения примы-балерины Большого театра с партнерами определял жест Кармен — призывный хлопок по бедру, словно команда «К ноге!», мужчинам оставалось лишь слушаться приказаний — спорить с депутатами Государственной думы (пусть даже и бывшими) себе дороже.

В «Кармен-сюите» в партии Хозе вышел солист Большого театра Денис Родькин. Он-то как раз осмелился поначалу игнорировать властные требования партнерши. Особенно удалась ему первая часть балета, в которой Хозе с печоринской непроницаемостью и высокомерием на корню пресекал эротические поползновения, выражая презрение и неодобрение асоциальным образом жизни Кармен. Предложенная трактовка была цельной и состоятельной, только вот эволюция Хозе из бездушного вояки во влюбленного щенка совершилась где-то за кулисами, лишив зрителей удовольствия засвидетельствовать танцевальное развитие этой прелюбопытной интриги.

Второй акт составили семь номеров и торжественные речи. Сначала заведующий балетной труппой Юрий Фатеев, рассказав о творческом пути госпожи Моисеевой, закончил спич загадочной фразой: «Пока это искусство будет живо, мы с вами, Ольга Николаевна, всегда будем вместе!» Потом шли поздравления танцевальные. Новое приобретение Михайловского театра Кристина Шапран (в ложе бельэтажа были замечены Владимир Кехман и Михаил Мессерер) с трогательной доверчивостью исполнила миниатюру «Павлова и Чекетти», выразив танцем благоговейное отношение учениц Моисеевой к своему педагогу. Редкую пластическую свободу и раскованность можно было наблюдать у Сергея Полунина, вышедшего в шлягерном «Буржуа». Безупречная Виктория Терешкина в паре с Владимиром Шкляровым изобразили наивность в лучезарном баланчиновском па-де-де на музыку Чайковского. Жизнеутверждающий шедевр советской хореографии «Вешние воды» в манере победителей Олимпийских игр станцевали Ирина Перрен и Марат Шемиунов, который явно достоин вакантного титула «король поддержки» — от его манипуляций партнершей на одной руке захватывает дух. Ульяна Лопаткина, начавшая театральную карьеру в классе Ольги Моисеевой, поднесла оммаж в виде «Русской» Касьяна Голейзовского: кокошник, сарафан, длинная коса, поясные поклоны — все свидетельствовало о высочайшем уровне духовности на сцене и в зале. Госпожу Лопаткину дружно вызвали три раза, а заход на четвертый прервал Игорь Зеленский в голубых шароварах, появившийся для исполнения дуэта из «Корсара». 45-летний танцовщик блестяще аккомпанировал госпоже Захаровой и расчетливо-прижимисто распределял силы в вариации и коде. За проявленное усердие удостоился теплых слов от героини вечера: «Игорь, я тебя поздравляю! Ты так летал!»

В финале гала-концерта Ольга Николаевна Моисеева пожелала зрителям «таких спектаклей, на которые билетов не достать». Пожелание было актуальным: уже дней за десять до праздничного вечера билетов в продаже не было.