Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
23 января 2014, источник: Газета.Ру

Олимпиус и немножко инферно

В прокат выходят «Чемпионы» — киноальманах о достижениях шести российских спортсменов, в которых Алексей Чадов, Татьяна Артнгольц и Светлана Ходченкова разыгрывают сцены из жизни Ильи Ковальчука, Елены Бережной и Светланы Журовой.

Хоккеист Илья Ковальчук (Алексей Чадов) преодолевает серию неудач накануне финала ЧМ-2008, в котором забил две решающие шайбы канадцам и помог сборной стать чемпионами впервые за пятнадцать лет. По версии фильма,

Ковальчук и команда воспрянули духом благодаря школьнику Боре (Семен Трескунов), записавшему для них трогательное обращение на YouTube.

Двукратный олимпийский чемпион и заслуженный мастер спорта СССР Николай Круглов (Андрей Смоляков) в тайне от родных продает свои золотые медали, чтобы его сын смог поехать на международный турнир. В итоге Никита Круглов-младший (Марк Богатырев) становится чемпионом мира, берет серебро на Олимпиаде-2006 и выкупает награды отца.

Сноубордистку Екатерину Илюхину (Таисия Вилкова) в команде прозвали «королевой тренировочных заездов»: будущая серебряная призерка Олимпиады-2010 долго не могла справиться со страхом выступления на официальных турнирах. Сама она в интервью говорит, что побороть волнения ей помог психолог команды, но в фильме история преодоления Илюхиной превращена в молодежную романтическую комедию.

Конькобежка Светлана Журова (Светлана Ходченкова), которую все списали со счетов после рождения сына, упрямо продолжает тренироваться и в 34 года берет золото в Турине.

Фигуристка Елена Бережная (Татьяна Арнтгольц) в 1996 году получает на тренировке травму, которая должна была поставить крест на ее карьере: конек партнера пробивает ей височную кость.

Влюбленный в нее Антон Сихарулидзе (Константин Крюков) помогает спортсменке сначала заново научиться ходить, затем – кататься.

В 2002 году они под руководством Тамары Москвиной (Роза Хайруллина) берут золото в Солт-Лейк-Сити.

Те, кто опасался, что вышедшие за две недели до Сочи «Чемпионы» окажутся политической агиткой, могут выдохнуть. Снявшая его компания Enjoy Movies продюсировала такие комедии, как «Мамы», «Беременный», «Тот еще Карлсон», «Дублер» и «Что творят мужчины», химически чистые от любых следов политики массовые картины.

С таким послужным списком «Олимпию» Лени Рифеншталь не сделать. И даже если бы Enjoy Movies задумали «Триумф воли», то получился бы все равно триумф Паши Воли.

Поэтому патриотические чувства, рождаемые спортивными победами, здесь эксплуатируются по минимуму: даже гимн не звучит ни разу. В кадре остается только торжество человеческого духа, а его – особенно в случае с подвигом Бережной и Сихарулидзе – не испортить никакому кино.

К тому же фигуристам повезло: у разных секций «Чемпионов» разные режиссеры, и сюжет про Сихарулизде и Бережную достался Дмитрию Дюжеву; кроме него, новеллы снимали снимали Алексей Вакулов, Артем Аксененко, Эмиль Никогосян.

Как и в своей новелле из альманаха «Мамы», здесь он тщательно воспроизводит все ключевые элементы жанра и добивается тройного повествования. Другим историям повезло меньше.

Основанная проблема в том, что «Чемпионы», как и положено агитации за здоровый образ жизни, превращают всех противников героев в ходячие клише.

Если критик, то критикует из зависти к гонорарам. Если против спорта мать, то эта мать, конечно же, алкоголичка, а если отец, то подкаблучник. Плохой партнер — обязательно психопат, распускающий руки. Здесь если уходят из спорта, то ради ночных клубов.

А если пытаются отговорить школьницу от рискованной карьеры, то бронебойным аргументом о том, что у нее из-за коньков ноги будут, как у мужика.%

Бог с ними, с противниками спорта, но из таких же банальностей здесь составлены сценарии тренировок. В какой-то момент здесь даже на полном серьезе говорят, что

«винтовка должна быть продолжением руки» — и неважно, что эта фраза уже звучала в огромном количестве фильмов не только про спортсменов, но и в картинах про рыцарей, самураев и сбрендивших снайперов.

Психологизма в «Чемпионах» нет; великая тайна превращения смертных людей в непобедимых олимпийских богов не раскрыта – впрочем, как и ни в одном другом фильме о спорте.

На другой чаше весов – легкий ритм, хорошие актеры, зрелищные спецэффекты, беспроигрышные сюжеты и честно работающая сентиментальность. В каком-то смысле это идеальное кино для непредвзято настроенных взрослых и всех без исключения детей. В принятой за эталон голливудской традиции спортивных драм есть целое направление подобных фильмов воспитания, снятых преимущественно «Диснеем». Все они глуповатые, но все внесли свой долгосрочный вклад в олимпийскую копилку страны. То же самое и с «Чемпионами». Это не пир духа для киноманов, но вполне себе питательный завтрак для будущих чемпионов.

Автор: Егор Москвитин