Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
27 января 2014, источник: "Российская газета"

В Самаре представили минималистическую версию «Евгения Онегина»

В Самарском академическом театре оперы и балета состоялась премьера одной их самых любимых и популярных на русской сцене опер Чайковского «Евгений Онегин».

Правда в отличие от классических версий с богатыми декорациями и яркими костюмами эта постановка выполнена в аскетичной сценографии: ничего лишнего и даже привычно необходимого. Вместо живописных картин барской усадьбы и сверкающих залов нешуточные страсти втиснуты в зауженное пространство сцены, обрамленное черными и белыми панелями. В костюмах преобладают все оттенки серого. А единственное яркое пятно — письмо Татьяны, которое из белого полотна, символизирующего искренность девичьих чувств в начле спектакля, превращается к финалу в ало-черный свиток, олицетворяющий горечь потерь. В них не только смерть Ленского, но и бессмысленность бытия живущих в тоске и нелюбви.

По замыслу постановщиков спектакля (кстати, оба  - режиссер Владимир Петров и дирижер Александр Анисимов — лауреаты национальной театральной премии «Золотая маска»), основной акцент сделан не на пафос и внешнюю красивость, а на эмоциональную составляющую оперы, ее искренность. И хотя поклонники классических прочтений «Онегина» немало повздыхали о том, что не увидели привычно яркого спектакля, открытая к новому публика оценила его наивысшим баллом — возгласами «браво».

В таком прочтении творческий плод двух гениев — Пушкина и Чайковского — прозвучал квинтэссенцией роковых страстей, неразгаданных чувств, прерванных отношений. В каждом оперном персонаже здесь живут печаль и одиночество. И, несмотря на стремительное развитие действий, праздника в этом движении нет, а есть печальная история о людях, прошедших мимо своего счастья. Судьба Татьяны (по совпадению ее партию исполнила солиста Самарской Оперы Татьяна Ларина) и Онегина (Георгий Цветков) предопределена. Ведь Онегин, по сути, убил не Ленского, а «поэта» в себе. Лишившись этого светлого начала, он еще какое-то время пытается воскресить друга, общаясь с его «тенью» после дуэли. Но  рок неумолим — как «в вышнем суждено совете»! Таким образом, сохранив неизменной музыку Чайковского, постановщики спектакля психологически усложнили его содержание.

Комментарии

Георгий Цветков, исполнитель партии Онегина:

— Отличительная черта самарского спектакля — это минимум декораций и предметов, с которыми работают актеры: в предыдущей постановке 2008 года я еще пробовал варенье из банок и гладил снопы. Здесь же мы, по сути, взаимодействуем только друг с другом. Наверняка это связано с тем, что для создания музыкального спектакля приглашен драматический режиссер, который пытается вытащить их каждого актера максимум чувств и эмоций. Если обычно постановщики опер работают крупными мазками, делая акцент на пении и музыке, то в данном случае было много очень важных нюансов.

Дмитрий Крыжский, исполнитель партии Ленского:

— Я видел много разных постановок «Евгений Онегина», в одном спектакле действие происходило вообще не в барской усадьбе, что укладывается в русскую традицию, а в отеле. Были и такие, где действия было больше чем пения. И лично мне такая трактовка близка. Самарская же постановка — это череда миниатюр, объединенных в один большой спектакль и она самая минималистическая из всех. Однако хороший артист не тот, кто пытается перепрыгнуть через режиссера, а тот, кто способен исполнить его замысел. Чайковский — это константа, которая сохраняет свою идею в самых разных постановках.