Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
28 января 2014, источник: IrkutskMedia.ru , (новости источника)

Негативно оценили введение лицензирования управляющих компаний коммунальщики Приангарья

Если соблюдать все требования закона при проверке деятельности компаний ЖКХ, то ни одна из них работу не продолжит, считают эксперты

Лицензирование управляющих компаний (УК) не решит проблем жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области. В настоящее время жилой фонд на территории региона изношен и практически все средства, получаемые коммунальщиками от собственников, идут на «латание» дыр. Чтобы заняться ремонтом домов УК потребуется тариф, установленный в пределе от 50 до 70-ти рублей за кв. метр жилой площади. Поэтому если сегодня оценивать работу УК с точки зрения закона, ни одна компания после лицензирования работать в Иркутской области не сможет. Об этом корр. РИА IrkutskMedia рассказали специалисты на круглом столе «Лицензирование управляющих компаний в сфере ЖКХ: цели и перспективы законодательной инициативы».

Ветшающий жилищный фонд Иркутской области не позволяет УК вести нормальную работу, заявляют специалисты. В настоящее время практически все средства, поступающие от собственников, уходят на текущий ремонт и срочные нужды. Поэтому, даже если оценивать работу УК только по минимальному перечню услуг, установленному правительством России, то нарушений у всех коммунальных компаний, работающих на территории Приангарья, много. Однако за все время своего существования УК успели накопить реальный опыт, который помогает им поддерживать состояние вверенного жилфонда в нормальном состоянии. Для повышения качества услуг компаниям требуются средства, которые собственники жилья «потянуть» не в силах. Выходом для всей сферы может стать финансирование со стороны бизнеса, либо инвестиции, рассказала заместитель руководителя Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области Ирина Савинцева.

«Если смотреть в целом на жилищный фонд, то сегодня практически все дома требуют капитального ремонта. УК, в зависимости от своей компетентности, качества, специалистов, не всегда управляют так, как того требует законодательство, стандарты и минимальный перечень услуг. Если мы будем проверки такие проводить, то можно сказать, что многие УК при выдаче лицензии “отсекутся” автоматически. Нарушений, в принципе, много, но если сравнить с 2005-2006 годами, то многие УК уже на высоком уровне эксплуатируют свой жилищный фонд.

Это не низкая квалификация, не нежелание компаний осуществлять ремонты, это отсутствие средств. На протяжении 10-15-ти лет на капитальный ремонт не выделялись средства, муниципальные образования любыми средствами за свой счет пытались что-то делать по муниципальным программам. Для того, чтобы привести в соответствие дом 1970-х годов постройки, у которого разрушаются стеновые панели, требуется от 6 до 10 млн рублей.

Тариф, если выполнять требования всех законов, необходим такой, что собственники его не утвердят и не смогут оплачивать. Если посчитать по перечню сколько, что будет стоить, то придется платить от 50 до 70-ти рублей за кв. метр. На сегодняшний день УК выходят на увеличение тарифов, но в целом по крупным городам тариф составляет 20-22 рубля с кв. метра. Да у многих УК оплата населением составляет 80-90%, но в отдаленных населенных пунктах средний сбор — 40-50%. Соответственно, задолженность растет, все идет к повышению оплаты», — сказала Ирина Савинцева.

По словам Ирины Савинцевой, возможно к лицензированию государство подтолкнула необходимость госрегулирования сферы ЖКХ. Обсуждать же закон о лицензировании пока рано — не известны ни конкретные мероприятия, ни критерии. Поэтому неизвестно и то, какие функции будут возложены на Стройнадзор, который займется выдачей лицензий. 

Законопроект о лицензировании УК был подготовлен в сентябре 2013 года. Специалистами подробно он рассматривался на Всероссийском совещании с представителями УК, товариществ собственников жилья (ТСЖ) и саморегулируемых организаций (СРО). Вопрос вызывают лишь срок, в который планируется принять закон — июнь 2014 года, отметил директор СРО «Содружество ЖКХ» Михаил Дамешек. Кроме того, то, как будет работать закон, во многом будет зависеть от адекватного подхода  к лицензированию регулирующие этот вопрос органы.

«В какой редакции будет принят законопроект еще не понятно. Недавно родилась идея введения института индивидуальных предпринимателей, на которых будет возлагаться обслуживание одного-трех домов, а на УК, допустим, только клининговые функции. Поэтому закон сейчас бурно обсуждается и в какой окончательной редакции он будет – непонятно.  Хотел бы еще сказать, многое будет зависеть от того, как адекватно будут подходить лицензирующие органы.

УК на территории Иркутской области на 90% работают на “4” и “5”, и за тот короткий промежуток времени, когда был принят Жилищный кодекс, можно увидеть, сколько было сделано за эти 6 лет и сколько было не сделано за все предыдущие годы. Но законодательство у нас на данный момент такое, что нет ни одной УК, которая бы закон не нарушила. “Нарушить закон” — не какое-то страшное понятие. Законы пишут одни, а исполняют другие. Если сейчас штрафовать УК за невыполнение минимального перечня услуг, у нас бы не было на рынке ни одной УК.

Поэтому по каждому пункту со Стройнадзором оговорены допустимые отклонения, чтобы ничьи интересы не ущемить. Те, у кого будут отозваны лицензии, эти компании и так сейчас у всех на слуху. Даже если они получат лицензию, в ближайшее после получения время она у них будет отозвана. В Иркутске порядка трех таких УК, по области штук 15», — сообщил Михаил Дамешек.

«Отдаленность» властей и законодателей, пишущих и принимающих законы, отметила и генеральный директор «УК» Эрида" Татьяна Семененкова из Усолья-Сибирского. Ее компания первой в городе прошла существующую сейчас добровольную сертификацию работ и услуг. Исходя из собственного опыта, Татьяна Семененкова считает, что судить о том, будет ли лицензирование полезно, можно будет только после того, как появятся конкретные критерии и станет ясен ход процедуры.

«Хочу вернуться к нашим законодателям: они все-таки работают не “на земле”. Они очень далеки от народа – издадут один закон, другой закон, а мы подневольны и подстраиваемся. Мы, управляющие компании, только сейчас начали “набирать силу”, где-то с 2010 года. Я в этом бизнесе с 2006 года, и я видела ту разруху по своему городу. Понимаете, получается, один закон не доработали, не довели до логического завершения — новое издаем. То ли это какой-то пиар, то ли законодателю больше делать нечего. Давайте все-таки отработаем те правила, которые есть. Мы не успеваем, у нас проверка за проверкой», — рассказала Татьяна Семененкова.

Единственной УК, без оговорок выступившей за введение лицензирования, стала иркутская компания «Ангара». По мнению юрист-консульта компании Юлии Головиной, эта мера поможет «выгнать» с рынка недобросовестных коммунальщиков.

«На наш взгляд лицензирование необходимо, потому что мы полагаем, что это поможет избавиться от тех компаний, которые ведут не совсем честную деятельность. К сожалению, мы ежедневно сталкиваемся с подобными компаниями. Насколько я помню, одним из критериев нынешнего варианта законопроекта является и наличие задолженности перед ресурсоснабжающим организациями. На сегодняшний день достаточно большое количество компаний имеют такую задолженность. Это большой плюс, и мы очень даже “за”, — сообщила Юлия Головина.

Сфера ЖКХ — очень уязвимая, и доказать что УК работают добросовестно сложно. Поэтому те компании, что получат лицензии, будут ими “дорожить”, добавила гендиректор УК “Эрида”. Недобросовестные компании же известны уже сейчас и даже если пройдут лицензирование, конкуренции не выдержат.

“Если одна УК из 10 плохо работает, это не значит, что все такие. В государственных органах у нас есть те, кто берет взятки, но мы жен не говорим „дом взяточников“. У нас в судах сидит очень много нехороших судей, которые тоже берут взятки, но мы же не говорим, что у нас вся судебная система „гнилая“, она все равно есть, и все равно за защитой мы идем туда. Поэтому, люди которые работают в сфере ЖХК, это люди, которых надо поддерживать”, — подытожила Татьяна Семененкова.

Как ранее сообщало РИА IrkutskMedia, более 1,5 млрд рублей задолжали жители Иркутской области за коммунальные услуги по состоянию на сентябрь 2013 года. В Управлении Федеральной службы судебных приставов в Иркутской области находится более 101 тысячи исполнительных производств о взыскании долгов в пользу жилищно-коммунальных систем.

В настоящее время в регионе разрабатывается единый платежный документ за услуги ЖКХ. В настоящее время, жалобы, поступающие в надзорные органы, в основном, касаются начисления платы. Решение о введении единого счета может быть принято уже в феврале, после того как Стройнадзор подведет итоги акции “Три квитанции”, и совместно с СРО “Содружество ЖКХ”.

В Иркутской области введут предельную плату за ЖКХ. Согласно поправкам, предполагается определить механизм ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги. На уровне правительства РФ будут утверждены предельные индексы роста платы граждан за коммуналку в среднем по субъектам РФ.

Отследить реальное состояние жилищно-коммунального фонда в Иркутской области можно будет с помощью региональной информационно-аналитической системы управления ЖКХ. На сегодняшний день в регионе уже внедряется “платформа” такой системы. В трех районах Приангарья проходит обкатку проект по формированию электронных паспортов домов, а также по ремонту зданий и инженерной инфраструктуры.

Напомним, на некачественные услуги ЖКХ можно пожаловаться на горячую линию, организованную Стройнадзором Иркутской области. Телефон горячей линии 8(3952)70-33-42. Время работы с 14.00 до 17.00 часов, кроме выходных дней.