Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
29 января 2014, источник: ТАСС

Я хотел создать лучшую в мире студию — Карен Шахназаров

Руководитель «Мосфильма» рассказал, чем живет киностудия в канун своего 90-летия

Уже 15 лет Карен Шахназаров возглавляет главный киноконцерн страны. За эти годы студии пережила второе рождение. О том, как удалось восстановить «Мосфильм», какие проблемы стоят перед российским кино сегодня и почему отечественным режиссерам не стоит работать с оглядкой на Голливуд, Карен Георгиевич рассказал в эксклюзивном интервью ИТАР-ТАСС. 

— Сегодня у многих киностудий проблемы, я имею в виду отечественные. С чего надо начинать, чтобы привести это хозяйство в порядок, это сложное хозяйство?

У меня идеология, как у директора была очень простая. Я хотел создать студию первую в мире, если хотите. В принципе, все, что мы делали, мы рассчитывали только на свои силы, и зарабатывали и вкладывали, и вот начали вкладывать в первую очередь в такие технологичные вещи. Начали покупать современное оборудование, переоснащать студии, шаг за шагом… Это начало работать. Если когда мы начинали, в наших доходах порядка 80 % был фильмофонд. Сегодня наоборот, фильмофонд работает и это важная часть, но это 20-25 % наших доходов, все остальное это то, что связано с производством.

Около трети кинотеатров сейчас еще заказывают пленку, но все же переходят на «цифру». «Мосфильм» готов к этому перевороту техническому?

— Да, это для нас острый вопрос для нас, как и для всех больших студий, потому что большие студии вообще строились под кинопленку. Мы в том году сделали очень большие инвестиции в цифровые технологии. Переход болезненный, однозначно. Это вообще меняет идеологию больших студий. Я считаю, что самое лучшее изображение сегодня это когда ты снимаешь на пленку, и с негатива ты делаешь цифровые копии. Оно дает очень хороший результат.

— Вы говорили, что у нас не организован процесс проката кино в стране. И говорили, что для многих организовывать прокат в пользу российских картин не выгодно… Почему?

— На мой взгляд, у нас организация киноиндустрии, мягко говоря, несовершенна. И в этом — основная проблема российского кино. Это должен быть единый центр кино. Сегодня у нас, как известно, их два. У нас Кинофонд финансирует и у нас Министерство культуры… У нас два центра финансирования, это такое «ноу-хау», которого нигде больше в мире нет. Во многих странах есть поддержка национального кино, но нигде я не слышал, чтобы два центра было. На мой взгляд, это уже проблема. Это должен быть единый центр, который должен заниматься всеми проблемами кино: финансированием, принятием проектов, в том числе работы со сценариями, поскольку у нас со сценариями не работают. У нас принимают готовый проект. В СССР работали со сценарием очень тщательно, ты не мог принести сценарий, заявку, не мог запустить фильм, если не сделаешь как минимум три варианта.

— Вы считаете, этим должно государство заниматься? А не просто индустрия и отдать это все рынку, скажем…

— Понимаете, когда я говорю государство, я имею в виду, что оно должно организовывать эти процессы. Сегодня государство все равно финансирует кино в значительной степени. И что? В результате у нас 70 картин в год производится. При таком количестве картин вообще нет смысла ни о каком прокате говорить. А во Франции 400 картин в год производится. Из четырех картин только одна может идти в кинотеатрах. Это нормально для всего мира, в том числе и для того самого хваленого голливудского кино. Значит, из 80-ти картин 20. А что такое 20 картин? Это сегодня один месяц проката. Как можно квоты ввести, вы просто не наполните… СССР делало 250 картин в год…

— Вы общаетесь с большим количеством режиссеров. У нас есть эта проблема режиссеров, молодых режиссеров?

— Вы знаете, при всех проблемах, о которых мы сегодня с вами говорили, я бы не посылал голову пеплом, у нас много хороших режиссеров, и молодых. Ведь все в сравнении познается. У нас страна почему-то страстно обращена в сторону Голливуда. У нас основная тема – Голливуд, Голливуд. Я нигде н не встречал такого комплекса неполноценности. Мы не знаем, что есть бразильское, мексиканское, азиатское кино, причем кино экстра-класса сегодня. Поэтому не забывайте, что сегодня киноиндустрия тесно связана с телеиндустрией. Вы не можете отрезать сериальную жизнь. У нас 70 %, а то и 80% связано с телевидением. А с точки зрения технологий киноиндустрия однозначно соответствует мировому уровню и не только «Мосфильм». 

— Карен Георгиевич, позвольте поздравить «Мосфильм с юбилеем, 90-летием, пожелать такого же развития мощного, которое шло последние годы и идет, всего вам самого наилучшего…

— Спасибо вам, важно понимать, что “Мосфильм” неотделим от киноиндустрии страны, это часть российской киноиндустрии. Поэтому чтобы у “Мосфильма” было все хорошо, надо чтобы у киноиндустрии было все хорошо. Мы все равно не можем отдельно жить…

— Спасибо вам большое.

— Спасибо вам.