Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
29 января 2014, источник: Вести.Ru, (новости источника)

«Служанки» Виктюка проживают третью молодость

Алым дождем из воздушных шаров завершился спектакль «Служанки» Театра Романа Виктюка, который прошел на сцене театра «Сатирикон». Огромные летающие сердца символизировали любовь, преданность и восхищение зрителей по отношению к маэстро Виктюку. Так закончился вечер, когда культовому спектаклю Романа Виктюка «Служанки» исполнилось 25 лет.

Но и в течение всего вечера зрителей, пришедших на юбилейное представление, ждало немало подарков от Маэстро и его труппы. Одним из важных и трогательных моментов юбилея стал момент, когда на поклонах Роман Григорьевич собрал на сцене уникальный состав участников всех поколений «Служанок». Первая версия: Сергей Зарубин (Мсье), Александр Зуев (Мадам), сценограф Алла Коженкова, музыкальный оформитель спектакля Асаф Фараджев, благодаря которому в 1988 году со сцены драматического театра впервые зазвучали культовые хиты Далиды Je suis malade и Tico tico. Актеры второй версии: Владимир Зайцев (Соланж), Леонид Лютвинский (Мсье). И, наконец, исполнители современной версии спектакля: Дмитрий Бозин (Соланж), Александр Солдаткин (Клер), Иван Никульча (Мсье), Алексей Нестеренко (Мадам).

А первый исполнитель роли Соланж Константин Райкин записал аудио поздравление: «Мне чрезвычайно приятно поздравить всех участников сегодняшнего спектакля и присутствующую публику с 25-летним юбилеем этого выдающегося произведения. Этот спектакль сыграл важнейшую роль в истории театра. Для меня песня со “Служанками” была спета один единственный раз и была спета именно у нас. То, что спектакль сегодня к нам вернулся, — это очень закономерно. Всех участников спектакля я приветствую и понимаю, что им выпала огромная творческая радость прикоснуться к замечательному произведению искусства. Всех с праздником, мои дорогие!».

В свою очередь, Леонид Лютвинский (второй Мсье) признался: «Придя сегодня и увидев полный аншлаг, я понял, что спустя 25 лет любовь зрителей к этому спектаклю не угасла. Я вижу перед собой полный зал, как и в те времена… Спектакли проходили так же как и сейчас. Я помню, как мы играли на Бродвее, и люди ходили с табличкой: “Куплю билет за любые деньги”.

Напомним, что в 1988 году на сцене театра “Сатирикон” состоялась премьера “Служанок”. Пожалуй, самого неожиданного для постперестроечных времен спектакля: смелого, чувственного и предельно откровенного. Пьесу Жана Жене о служанках, задумавших сжить со свету своих господина и госпожу, Роман Виктюк поставил, следуя рекомендации драматурга: все роли сыграли мужчины. От имени своих эксцентричных, капризных и жестоких героинь Константин Райкин, Николай Добрынин, Александр Зуев и Сергей Зарубин разговаривали со зрителями о любви и свободе, зависти и прощении, красоте и ущербности. Никто и никогда не делал прежде на сцене ничего подобного.

В 1991 году Роман Виктюк представил вторую версию “Служанок”. Тогда к Николаю Добрынину и Александру Зуеву присоединились Сергей Виноградов, Владимир Зайцев и Леонид Лютвинский, а хореографом обновленного спектакля стал Эдвальд Смирнов. И вновь — оглушительный успех.

Третье обновление “Служанок” состоялось на сцене Театра Романа Виктюка в 2006 году. Режиссер вместе с актерами Дмитрием Бозиным, Дмитрием Жойдик, Алексеем Нестеренко и Иваном Никульча создал еще более темпераментное и яркое зрелище с головокружительными пластическими этюдами и блистательным финальным дивертисментом под саундтрек Далиды.

С каждым следующим представлением спектакль, кажется, становился мощнее, убедительнее и азартнее. Виктюк сумел разгадать секрет вневременного перформанса: тайны человеческой души просто не имеют срока годности. Сам же Маэстро уверен, что это только начало пути: “Пьеса была написана Жаном Жене как провиденье. Главное, что он хотел сказать, что в рабстве человек не может любить, в рабстве человек может только ненавидеть. Первое поколение, игравшее эту пьесу, было воспитано при советской власти, в рабстве, поэтому спектакль был протестом или преодолением человеческой трусости. Второе — поколение переходного периода. А теперь играют артисты, которые выросли вне оков тоталитарной системы, которые впитали лозунг драматурга Жана Жене с молоком матери. Собственно, это и определяет обновление спектакля”.