Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
30 января 2014, источник: Газета.Ру, (новости источника)

Легенда-2013

Лучшим фильмом 2013 года по версии кинопремии «Золотой орел» стала картина Николая Лебедева «Легенда №17», а режиссерский приз достался Александру Велединскому за «Географ глобус пропил»

Источник: Reuters

В Москве вручены награды 12-го сезона кинопремии «Золотой орел», на которой почти бесспорным победителем оказалась «Легенда № 17» Николая Лебедева — биографическая картина о хоккеисте Валерии Харламове выиграла главную номинацию и стала лучшим фильмом 2013 года.

Всего же «Легенда №17» получила шесть «Золотых орлов».

Лучшими актерами второго плана были названы Нина Усатова и Владимир Меньшов, академики одной из российских киноакадемий отметили работу композитора Эдуарда Артемьева, сценаристов (Михаил Местецкий и Николай Куликов) и монтажеров (Максим Смирнов и Петр Зеленов).

Вторым по числу выигранных номинаций стала военная драма Федора Бондарчука «Сталинград», которой досталось четыре приза, но лишь в так называемых «технических категориях»: лучшим художнику-постановщику (Сергей Иванов), художнику по костюмам (Татьяна Патрахальцева), звукорежиссеру (Ростислав Алимов) и оператору (Максим Осадчий).

Третье место в этом забеге занял триумфатор прошлогоднего «Кинотавра», фильм Александра Велединского «Географ глобус пропил», снятый по мотивам одноименного романа Алексея Иванова.

«Географ» заработал три награды, но все они из «главных»: Велединский был признан лучшим режиссером, а Константин Хабенский и Елена Лядова стали лучшими актерами.

Вообще нынешний «Золотой орел» больше походил на смотр российских блокбастеров, благо в 2013 году недостатков в них не было. Так, в номинации «лучший фильм» конкурентами у картины Лебедева были «Сталинград», «Географ…», свадебная комедия «Горько!» Жоры Крыжовникова и анимационный «Ку! Кин-дза-дза» Георгия Данелии и Татьяны Ильиной, ремейк данелиевской сатирической комедии 1986 года.

Итоговое же распределение призов «Золотого орла», кажется, основывалось исключительно на кассовых сборах и предыдущих наградах картин. Победитель премии — «Легенда №17» — раньше ничем отмечен не был, сборы имел большие, но не выдающиеся (около $28 млн при бюджете в $13 млн). «Сталинград» же оказался рекордно успешен в прокате, стал лидером российского бокс-офиса за все время его существования ($66 млн), а, кроме того, выдвигался от России на премию «Оскар». Фильм Велединского сравниться с ними в прокате не смог, но принят был с энтузиазом. К тому же, даже без учета выигранного «Кинотавра», картина заработала массу призов на различных кинофестивалях — от Одессы до Владивостока.

Анимационная версия «Кин-дза-дзы» шансов стать лучшим фильмом изначально имела мало, но киноакадемики вышли из положения изящно: вручили Данелии специальный приз — за смелость, с которой он решился на эксперимент.

«Горько!», ярчайший дебют режиссера Жоры Крыжовникова, на «Золотом орле не получил ничего, хотя был представлена в четырех номинациях. Напомним, что эта картина по итогам прошлого года оказалась самым прибыльным российским кинопроектом: при небольшом бюджете в 60 млн рублей с легкостью собрала миллиард. Впрочем, в данном случае отсутствие наград объяснимо без привлечения конспирологии — соперники Крыжовникова не оставили ему шансов; можно, например, только удивляться, что за “Оскаром” отправился “Сталинград”, а не “Легенда”. “Горько!” мог бы рассчитывать на премию за лучший дебют (в которой и представлен на выдаваемом кинокритиками “Белом слоне”) или на комедийный приз, если бы “орлов” делили на драмы и комедии, как “Золотые глобусы”.

Авторское же кино нынешний “Золотой орел” со своей высоты не заметил. “Небесные жены луговых мари” Алексея Федорченко были представлены всего в одной номинации (лучшие костюмы) и проиграли, а лучший дебют “Кинотавра” — фильм “Интимные места” Натальи Меркуловой и Алексея Чупова — вообще не был номинирован на премию.

В телевизионных номинациях лауреаты тоже оказались вполне предсказуемыми. Лучшим минисериалом стал “Мосгаз” Андрея Малюкова, основанная на реальных событиях начала 1960-х история поимки серийного маньяка.

А среди больших сериалов лучшим оказалась “Жизнь и судьба” Сергея Урсуляка, экранизация одноименного романа Василия Гросмана.

Актеры из “Жизни и судьбы” признаны лучшими на телевидении: Сергей Маковецкий за роль физика Виктора Штрума, а Полина Агуреева — за роль Евгении Шапошниковой.

Лучшим документальным фильмом академики “Золотого орла” назвали этнографическое исследование Сергея Ястржембского “Африка, кровь и красота”, а лучшей зарубежной картиной стала “Гравитация” Альфонсо Куарона — лауреат “Золотого глобуса” и один из главных претендентов на “Оскар”. Среди мультфильмов победила короткометражка Алексея Демина “Тише, бабушка спит”.

Лауреатом почетного приза за вклад в кинематограф стал Марк Захаров — худрук московского театра “Ленком” снял множество картин, среди которых “Формула любви”, “Тот Самый Мюнхгаузен” и “Убить Дракона”, ставшие отечественной классикой и пережившие множество изданий на разных носителях.

Игорь Карев