Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
30 января 2014, источник: Российская газета

Экранизацию романа Василия Гроссмана снова покажут по ТВ

Вечером 29 января на канале «Культура» прошла премьера документального фильма Елены Якович «Василий Гроссман. Я понял, что я умер»

В выходные — 1 и 2 февраля в 21.00 — зрители канала смогут вновь увидеть экранизацию знаменитого романа «Жизнь и судьба», снятую в 2012 году режиссером Сергеем Урсуляком с Сергеем Маковецким, Александром Балуевым, Сергеем Пускепалисом в главных ролях. Напомню, что в прошлом году этот фильм показывали на канале «Россия 1», он стал самым крупным событием телесезона. И это было еще раз отмечено на этой неделе — кинопремия «Золотой Орел» была вручена и этому фильму, и Сергею Маковецкому. Фильму «Жизнь и судьба» на канале «Культура» будет посвящен и спецвыпуск программы «Наблюдатель», который выйдет в эфир 1 февраля в 22.20.

Но успех картины по великому произведению — это одно, а жизнь и судьба и Василия Гроссмана, и его романа — сами по себе потрясающе житейские истории, про которые можно снимать отдельные многосерийные фильмы. И то, что Елене Якович удалось все компактно и емко, подчеркивая самое главное, рассказать в документальном фильме протяженностью всего в один час — большая заслуга.

Даже ради одной минуты, когда в картине «Василий Гроссман. Я понял, что я умер» впервые показаны кадры, когда из недр ФСБ достают архивы писателя, уже стоило снимать это кино. Пятьдесят два года у спецслужб хранились изъятые 10 тысяч сорок три страницы. Черновики, рукописи, семь машинописных копий романа… И две фотокопии романа «Жизнь и судьба» — «самая большая загадка». Кем сделаны? Для кого? Теперь это все будет храниться в Государственном архиве Литературы и Искусства.

— Александр Солженицын — лагерный волк. Он умел так работать, чтобы ни одно слово не пропало… А Гроссман — лох. Он сам все отдал кагэбэшникам, — с болью говорит в фильме известный критик и литературовед Бенедикт Сарнов. Но все же один экземпляр романа Гроссману удалось сохранить. И у зрителя, который еще об этом не знает, заходится сердце — неужели все пропало… Но нет. Ни единого слова! Архивы — рассекречены, и ничего из литературы не исчезло.

Фильм Елены Якович словно разделен на две части. В первой рассказывается о жизни самого Гроссмана, его детстве — Швейцария, родной Бердичев, который во время смен власти 14 раз переходил из рук в руки. Это потом Гроссман описал в рассказе «В городе Бердичеве», по мотивам которого был снят знаменитый фильм Александра Аскольдова «Комиссар» (тоже картина с непростой судьбой). Война, Сталинград, книга о Треблинке — первая в СССР книга о холокосте, «Черная книга», написанная совместно с Ильей Эренбургом, набор которой рассыпали… «Вася, ты — Христос», — говорил во время сталинградской эпопеи, которую Гроссман прошел от начала и до конца, его близкий друг писатель Андрей Платонов.

Вторая часть фильма — история романа «Жизнь и судьба». Впрочем, вначале он назывался «Сталинград». Для публикации в «Новом мире» Гроссману поставили три условия: первое — сменить название, второе — задвинуть еврейскую тему, третье — написать главу о Сталине. Но это было только начало эпопеи — судьбы романа. Приведена в фильме и знаменитая беседа Василия Гроссмана и Михаила Суслова, которую писатель зафиксировал сразу же после того, как она случилась. Какой она была на самом деле, а что — миф?  «Зачем же нам к атомным бомбам. Которые готовят для нас наши враги, добавлять еще и вашу книгу?» — вопрошал Суслов. И продолжал: «Она же опаснее, чем доктор Живаго!»

Наум Коржавин, Владимир Войнович, Инна Лиснянская. Бенедикт Сарнов, Екатерина Короткова-Гроссман — дочь писателя, Федор Губер — его приемный сын… Герои этого фильма и их слова поневоле заставляют задуматься о том, что сегодняшнее поколение, круглосуточно забрасывая слова во Всемирную паутину, даже не знает на самом деле о той цене, которую по-настоящему приходится платить за свои мысли и высказывания. Любая фраза может стать известной всему миру в наше время, и трудно понять, как приходилось писать и прятать целый роман. Что книгу можно было арестовать…

Авторитетный телекритик посоветовал даже тем, кто давно не смотрит телевизор и вынес его вообще из дома, все же найти возможность включить эфир канала «Культура» и посмотреть документальный фильм Елены Якович о Гроссмане. Он знал, что говорит.