Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
12 августа 2014, источник: РИА Новости

«Крылатый спецназ»: филин начал патрулировать небо над «Пулково»

Орнитологи аэропорта «Пулково» взяли на «работу» филина, который охраняет небо от чаек, ворон и голубей. Столкновения с птицами для самолетов не редкость, один из последних крупных инцидентов произошел в 2009 году в США.

Источник: РИА Новости Санкт-Петербург

С.-ПЕТЕРБУРГ, 12 авг — РИА Новости, Александр Кудрявцев. Орнитологи петербургского аэропорта «Пулково» взяли на «работу» филина, который после окончания белых ночей начал охранять небо от чаек, ворон и голубей, угрожающих безопасности взлетающих самолетов. Чем уязвимы лайнеры для птиц, кто и как работает в «птичьем спецназе», и зачем ему понадобился филин, корреспонденту РИА Новости рассказал руководитель группы авиационной орнитологии «Пулково» Андрей Соколов.

Пернатая угроза

«Наибольшую опасность для лайнеров представляют крупные стайные птицы, в аэропорту “Пулково” это в основном чайки и вороны. Во время сезонных миграций опасны встречи с косяками гусей и уток, которые могут отдыхать на соседних с аэропортом полях», — рассказывает эксперт.

Опасения инженеров-орнитологов неслучайны: столкновения с птицами для самолетов не редкость, один из последних крупных инцидентов произошел в 2009 году в США. Самолёт A320 авиакомпании US Airways, выполняющий рейс из Нью-Йорка в Сиэтл со 150 пассажирами на борту, совершил аварийную посадку на воду реки Гудзон в Нью-Йорке. Пять человек получили серьезные травмы. Причиной стал отказ двигателей из-за того, что в самолет врезалась стая птиц.

Для гражданских авиалайнеров самыми уязвимыми при столкновении с птицами являются двигатели. На них приходится почти половина столкновений. Примерно треть таких ударов принимают на себя крылья самолетов.

«В этих случаях возможны разгерметизация, повреждения силовых установок, нарушение работы системы управления самолетом, повреждения элементов планера и многое другое. Все это может привести к очень серьезным последствиям, вплоть до авиакатастрофы», — говорит Соколов.

От берданки до ястребов

Для того чтобы обезопасить от птиц взлетающие лайнеры, в «Пулково» в 80-х годах появилась должность инженера-орнитолога. Сотруднику полагалось охотничье ружье, из которого он должен был отстреливать птиц-нарушителей воздушного пространства аэропорта. Со временем взлетно-посадочные полосы ширились, и возникала необходимость в создании особой орнитологической службы, отвечающей за безопасность полетов. Так в «Пулково» появился участок орнитологии в составе аэродромной службы. Сначала штат состоял из пяти человек, сейчас расширился до 13.

Для отпугивания птичьих стай хорошо зарекомендовали себя соколы и ястребы, на службе у орнитологов их больше десятка.

«Хищные птицы обучаются по методикам и многовековым традициям различных сокольничих школ. Одним своим внешним видом они наводят страх на пернатых “гостей” аэропорта, поэтому работа с соколами и ястребами позволяет снизить количество диких птиц, не нанося ущерб природе. Цель обучения наших ловчих птиц — послушание и управляемость. Поэтому наши сокола не притравливаются по живой добыче, с ними проводятся только демонстрационные полеты. К гулу самолетов птицы привыкают за время обучения и не воспринимают его как угрозу. Для того чтобы обученные птицы сами не стали источником опасности, работа с ними ведется на специально отведенных участках вокруг взлетно-посадочных полос», — рассказывает эксперт.

Дикие пернатые живут по собственным «природным» часам. У них есть строгий распорядок дня, незначительно меняющийся в зависимости от погоды или других факторов. К примеру, есть часы кормежки, определенные пути подлета к местам питания, передвижения в зоны отдыха, ночевок. Зная их, можно прогнозировать появление стайных птиц в тех или иных зонах аэропорта в определенные часы.

Сумеречный охотник

«Наша служба разрабатывает разные варианты удаления непрошеных пернатых со взлетных полос и прилегающей к ним территории. Традиционно в аэропортах отпугивают птиц. Однако можно привлечь птиц в какое-то место в стороне от аэропорта. Исстари известен метод охоты на ворон с помощью филина: застигнутый в дневное время филин теряет свое главное охотничье преимущество, скрытность подлета, и его преследуют вороны. Они собираются большими стаями и каркают, подавая сигнал тревоги. Таким образом, с помощью филина можно убрать с территории аэропорта целые стаи», — говорит орнитолог.

У филина есть еще одно преимущество перед соколами и ястребами: он прекрасно охотится в сумерках, когда дневные хищники работают неохотно. Орнитологи «Пулково» решили испытать филина в деле.

«Нашего филина зовут Геката, в честь древнегреческой богини лунного света. Родилась она прошлой весной в питомнике. Обучалась на ловчую птицу, но пока работает не совсем по специальности. Филин пробуется на предмет возможности использовать его в качестве репеллента на территории аэродрома. С зимы стажируется в Пулково “приманкой для ворон”. Садится у взлетно-посадочной полосы и ждет. Филины — естественные враги ворон, вороны не нападают на них, но поднимают тревогу. Как только другие птицы, те же самые чайки, видят, что вороны поднимают грай, они предпочитают ретироваться», — рассказывает Соколов.

Филин обучается очень тяжело по сравнению с дневными хищными птицами. Ночные хищники — животные с характером и подобны кошкам, которые гуляют сами по себе. Но петербургские орнитологи, конечно же, рассчитывают на успех.

Из пушки по голубям

«Использование хищных птиц — это не панацея от столкновения воздушных судов с птицами в аэропортах. У этого метода есть и свои недостатки (дорогостоящее содержание, наличие специалистов, определенные погодные условия). Мы не делаем ставку на хищников. Это лишь один из методов воздействия на птиц-»нарушителей"", — отмечает Соколов.

В арсенале «Пулково» достаточно и других способов отпугнуть нежелательных пернатых «гостей». Это и пиротехника, зеркальные шары, воздушные шары, гелиевые баллоны, и даже лазерные пистолеты и газовые пушки.

Орнитолог Соколов уверен: «Только комплекс мероприятий может привести к снижению вероятности столкновений самолетов с птицами. Мы используем все возможные методы».