Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
21 августа 2014, источник: Российская газета

В прокат выходит «Посвященный» с Мэрил Стрип и Джефом Бриджесом

В прокат 21 августа выходит новый фильм режиссера Филиппа Нойса «Посвященный» (The Giver). Это — одна из самых ожидаемых киноновинок лета, фильм, снятый по популярнейшему роману-фэнтези. Главные роли исполнили Мэрил Стрип и Джеф Бриджес. Кроме них в картине есть Александр Скарсгард, известный по «Меланхолии», и Кэти Холмс.

«Посвященный» не встраивается ни в ряд блокбастеров, ни в когорту «детских» фильмов, хотя и маркирован 12+. Абсолютно взрослое философское кино, с отсылами к антиутопиям Оруэлла и другим попыткам описать систематизированно-счастливое будущее.

В безликой футуристической коммуне, очень похожей на современные офисы, существуют равнодушные люди. Каждое утро они — каждый в своей семейной ячейке — делают инъекции, которые лишают их каких-либо чувств, а, следовательно, сильных эмоций. И идут жить своей одинаковой черно-белой жизнью.

Так происходит, пока на одном из «корпоративов» — собрании коммуны, где проводится сразу несколько церемоний (стариков отправляют «на удаление», девятилетних детей благословляют на взросление и так далее), вдруг не выделяют одного из подростков по имени Джонас. Происходит это во время подростковой церемонии, которую у нас в прежние времена назвали бы «распределением» — каждому воздают по способностям и направляют работать в ту сферу, где он, по мнению клана-коммуны, будет наиболее полезен. Слова «благодарю за твое детство» и электронный «конверт» с направлением в профессию «раздает» глава старейшин Мэрил Стрип. Она появляется, как возрастная Белоснежка: вся в белом, с длинными белоснежными волосами, и в виде проекции. Вначале, кажется, глава старейшин обделила вниманием юного Джонаса, забыв сказать всем об его предназначении. Но потом выясняется, что он назначен очередным «Принимающим Воспоминания». И на следующее утро он, следуя инструкциям, перестает делать инъекции и идет на встречу с человеком, которого называют «Дающий». В фильме эту роль играет Джефф Бриджес.

Роман Лоис Лоури «Дающий», по которому снят фильм «Посвященный», был продан по всему миру тиражом более десяти миллионов экземпляров, рассчитан на детей школьного возраста, о них и написан. В книге, которую в США без преувеличения знает каждый школьник, главному герою всего 12 лет. В фильме главные герои — подростки, что существенно расширяет его аудиторию. А на роль «Принимающего Воспоминания», которому лет 17, приглашен 24-летний Брентон Туэйтес.

Однако сути это не меняет. А она заключается в том, что в свое время, 20 лет назад, на написание романа Лоис Лоури натолкнули личные переживания — ситуация с собственным отцом. Он старел, и уже не помнил многие вещи, которые могли оказаться весьма важными для нового поколения их семьи. Сама Лоис была в роли «Принимающего». А отец — «Дающего». Вот почему писательница весьма трепетно относилась к попыткам написать сценарии для экранизации выстраданного романа. Вариант известного театрального драматурга Майкла Митника — поклонника ее книги — устроил Лоури. Произошло это, скорее всего, потому, что автор сценария понял «векторное» направление — экшн не главное в фильме. А основное — те самые чувства, без которых невозможно обойтись человеку.

Когда дело касается отношений между поколениями — сцены с «Дающим» Джефом Бриджесом и его дочерью Розмари (Тейлор Свифт), что пыталась «принимать воспоминания», но не выдержала этого, правдивы и хороши. «Принимающий» — человек, которого погружают в воспоминания о том, что такое санки, снег, Рождество, который впервые в жизни видит рояль и воспринимает его, как стол, с которого все упадет, располагает к себе. Он впервые видит мир цветным — и тут очевидна блестящая операторская работа. Благодаря этому персонажу фильм заставляет зрителя посмотреть на многие привычные вещи новыми глазами. Прочувствовать их, пропустить через себя. И в этом самая большая ценность картины. Для самого Джефа Бриджеса, который стал еще и продюсером проекта, фильм также связан с личными событиями — когда-то он хотел, чтобы «Дающего» играл его отец.

Сцены с друзьями, и проявления первой любви не оставят равнодушными никого из подростков — это точно. Тем более, что на роль девушки, которую полюбит главный герой, по мере того как у него откроется способность чувствовать, выбрана очень привлекательная актриса Одейя Раш. Все, что происходит между ними, мило и чисто, и даже юному зрителю покажется наивным. Единственный момент, когда в зале раздается смех — именно, когда молодые герои говорят о чувствах.

Ближе к концу фильма, по мере того, как вчерашний мальчик-отличник, избранный и посвященный, открывает для себя все новое, действие начинает напоминать боевик. Уйти от экшн не удалось, и зритель вполне способен забыть, о чем было начало фильма — привычное к современному кино нервное напряжение начинает овладевать им. Однако и это еще не все. В фильме, словно присутствует еще один жанр — документальный. Он включается, когда «Дающий» переносится в воспоминания о людских грехах, вызванных сильными чувствами, и на экране появляются кадры войны. Или когда показаны очень банально счастливые картины мира: смеющиеся дети разных национальностей, например. Филипп Нойс, снявший такие фильмы, как «Тихий американец», «Святой», «Солт», «Игры Патриотов», мог бы показать любовь, смерть и войну не так заурядно, как сделал это в воспоминаниях «Дающего».

Однако, если не принимать во внимание эти сцены, а переключиться на другое. Например, на игру Мэрил Стрип, которая не в первый раз исполняет роль холодной бесчувственной женщины-начальницы. Стоит послушать, как она говорит о том, что, если человечеству дать свободу выбора, оно сделает неправильный выбор. Или о том, что благими намерениями вымощена дорога в ад — это вообще могло бы стать слоганом фильма. Потому что те, кто строят идеальный мир, как правило, не подозревают, как много неидеальных вещей им придется принести в жертву, и какими именно способами. Не потому ли мальчика, которого выбрали на профессию «Принимающего Воспоминания», честно предупредили, что ему будет очень больно.