Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
24 августа 2014, источник: Российская газета

Все больше россиян выбирают отдых в регионах РФ

Российские регионы с точки зрения сельского туризма во многом не уступают знаменитым местам мира

Источник: «Российская газета»

Где еще можно за несколько дней побывать в пустыне, искупаться в соленых озерах, которые по лечебным свойствам схожи со знаменитым Мертвым морем, съездить на джип-сафари и пообедать в юрте? А гастрономический туризм — наесться арбузов и дынь, попить айрана и кумыса?

С другой стороны, не все так уж безоблачно, и в поездке обозревателя «РГ» в Оренбургскую область выяснилось, что для сельского регионального туризма характерны такие же проблемы, как и для других видов отдыха, развиваемых в России.

Создается впечатление, что в России, если говорить о таком виде путешествий, представлены только два варианта. Либо «VIP-село», либо «заброшенная деревня». Или «сборная солянка» из этих вариантов. В первом есть все, что пожелает душа, но стоит это больших денег. А в «деревне» условия хуже, но при этом — полное слияние с природой. И недорогое.

Мест же, где сельский туризм составляют объекты, находящиеся в золотой середине, не очень много.

За сезон курорт посещают более 300 тысяч человек, рассказывают нам на берегу соленых озер в городе Соль-Илецке, которые успешно лечат самые различные заболевания. Толпы людей на берегах и в озерах, прогуливающиеся туристы, с ног до головы покрытые искрящейся на солнце соляной коркой или лечебной грязью…

Но многие лечатся бессистемно, лежат в соленых ваннах чуть ли не по часу, а это приносит здоровью вред. И сразу возникает вопрос: почему нельзя около каждого озера поставить инфостенд, где было бы написано: какая соленость в этом водоеме, как лучше лечиться — сколько находиться в воде и что делать потом? Это позволит сделать отдых более организованным. Хотя, говорят в администрации Оренбургской области, еще несколько лет назад все было гораздо хуже. А это значит — курорт развивается.

По данным статистики, которыми делились участники III Международного форума «Сельский туризм в России», такой вид путешествий привлекает пока не больше 2 процентов граждан. «Прогноз на 2016 год — 1 миллион человек, 7-е место. И хотя первые три места традиционно продолжат занимать такие виды туризма, как пляжный, культурно-познавательный и деловой, потенциал у сельского туризма очень большой», — обнадежил начальник управления государственных туристских проектов и безопасности туризма Александр Сирченко. «Сейчас мы с вами путешествуем по тем местам, где проходил Великий шелковый путь и шли конницы Тамерлана», — рассказывает нам водитель российского уазика, на котором мы выехали в пустыню, небольшой участок которой находится в 5 километрах от границы с Казахстаном. И этот вид отдыха, рекреационно-познавательный, тоже постепенно приобретает все большую популярность и становится выгодным.

По оценкам, рентабельность сельского туризма может составлять от 15 до 30 процентов. «Примерный доход для региона оценивается в сумму до 30 миллионов рублей в год. Среднее число объектов сельского туризма в РФ — около 1000, в потенциале можно получать до 30 миллиардов рублей ежегодно», — обрисовал чиновник. Впрочем, в регионах не торопятся «взять от жизни все» именно сегодня.

Местом для нашего ночлега стала турбаза недалеко от Соль-Илецка. Мини-зоопарк, сауна, родник, берущий начало в глубинных пластах голубой глины, речка, где можно не только покупаться, но и порыбачить. И всего три домика. На первый взгляд похоже на расточительство, но хозяин турбазы, Роман Абдюшев, так увлеченно рассказывает про дальнейшие планы, что понимаешь — турбаза для него как любимый ребенок, а при воспитании детей нельзя торопиться. И становится ясно, что правильный хозяин не будет за год застраивать территорию десятками домов, стремясь заработать побольше «сейчас» и не думая о «завтра».

Что делать, чтобы сельский туризм стал популярным, знает замруководителя Ростуризма Григорий Саришвили. Нужно, чтобы сошлись три инициативы. «Во-первых, госфинансирование, идущее в рамках программы развития туризма. Во-вторых, регион тоже должен иметь средства на это направление. В-третьих, сам предприниматель. Он должен иметь проект, который хочет развивать, обоснованный с точки зрения инвестиций и привлекательности», — рассказал чиновник. И частично эти проблемы уже решаются. Работает Федеральная целевая программа по развитию внутреннего и въездного туризма, объем финансирования до 2018 года — 338 миллиардов рублей. Уже сейчас в рамках ФЦП работают 30 регионов, а в 18 из них туристов «завлекают» 18 туристических кластеров.