Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
27 августа 2014, источник: ТАСС

Бурятские ученые займутся сохранением тофаларского языка

Представителей малой народности Сибири — тофаларов — осталось около 700 человек, из них на родном языке разговаривают не более ста

УЛАН-УДЭ, 27 августа. /Корр.ИТАР-ТАСС Эльвира Балганова/. Ученые из Бурятского государственного университета (БГУ) займутся проблемами сохранения тофаларского языка. Его носители — коренной малочисленный народ Сибири — тофалары (тофы), компактно проживающие в Нижнеудинском районе Иркутской области.

Как рассказала в сегодня беседе с корр. ИТАР-ТАСС заведующая кафедрой языков коренных народов Сибири Восточного института БГУ Елизавета Афанасьева, вопрос сохранности этого языка стоит очень остро. «Мы хотим привлечь к учебе в Бурятском госуниверситете нынешних школьников-тофаларов, из которых подготовить специалистов-языковедов, знатоков культуры тофаларов», — сообщила она.

Для этих целей ученые планируют организовать экспедицию в места проживания этноса в Иркутской области — в Алыгджер, Верхнюю Гутару и Нерху.

«Самих тофаларов, по последним данным, всего около 700 человек. На родном языке из них разговаривают не более 100. Проблема есть. Нужно искать пути ее решения, — отметила Афанасьева. — Мы готовы заняться этим, пойти по пути, начатому крупным специалистом в области сравнительно-исторического монгольского и тюркско-монгольского языкознания Валентином Рассадиным. У нас есть его труды. Они могут стать основой для дальнейшей исследовательской работы в БГУ — единственном в Восточной Сибири вузе, где изучаются языки коренных малочисленных народов Сибири».

«Если удастся воплотить в жизнь эти планы, опасность полного исчезновения редкого языка минует, он будет жив также, как и сойотский, восстановление которого имеет хорошие прогнозы, и уже полноценно живущий эвенкийский, — сказала собеседница. — В XVII веке говорили, что эвенкийский этнос и их язык “умирает”. Но в XXI веке благодаря всеобщими усилиям общественников, ученых, языковедов можно сказать, что эвенки возродились. Не только за счет естественного прироста, но и за счет появляющейся у людей национальной самоидентификации».