Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
28 августа 2014, источник: "Российская газета"

Петербургская Александринка привезла в Псков «Театральное лето»

Псковский академический театр драмы имени Пушкина в эти дни принимает у себя легендарный Александринский театр из Петербурга, старейший национальный театр страны. Гастроли проходят в рамках программы «Большие гастроли. Театральное лето России 2014», разработанной Федеральным центром поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры России.

Все билеты были распроданы задолго до приезда петербуржцев. Первый спектакль уже представлен псковичам — комедия «Укрощение строптивой» по Шекспиру в постановке известного литовского режиссера Оскараса Коршуноваса.

В Псков приехали Софья Апфельбаум, директор Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры России, Ольга Андрейкина, представитель Федерального центра поддержки гастрольной деятельности, Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра. Псковские журналисты расспрашивали московских и петербургских гостей о многом: что такое успешный, «эффективный» театр, занимаются ли в Александринском театре поиском новых современных пьес, новых имен драматургов, как формируется репертуар театра, учитывается ли зрительский спрос, каковы цели и задачи документа под названием «Основы государственной культурной политики», который еще не подписан президентом РФ (Валерий Фокин — участник рабочей группы по созданию проекта).

— Никакими показателями, цифрами оценить успешность театра невозможно, — отметила Софья Апфельбаум. — Количество спектаклей в репертуаре, зрителей в зале не могут сказать, что этот театр однозначно успешный. Можно иметь хорошие кассовые показатели, но не давать ничего нового в художественном плане. С другой стороны, есть примеры, когда театр довольно долго выпускает премьеру, но получается спектакль, который дорогого стоит… Разговор этот долгий, много дискуссий на эту тему постоянно ведется. Одним из показателей эффективности театра является его востребованность с точки зрения гастрольной деятельности — ждут ли его в регионах.

Ольга Андрейкина рассказала, что проект «Большие гастроли» — не коммерческий, финансируется из федерального бюджета. Одна из главных задач — сохранить демократичные цены на билеты гастролирующих театров. Они не должны превышать среднюю стоимость билетов на спектакли принимающего театра. Вырученные средства останутся у принимающей стороны — на создание собственных спектаклей.

Какие спектакли ждет публика в провинции? Просят привезти постановки для детей, подростков и для всей семьи. Большой интерес к современным спектаклям. Зритель готов к новой драматургии, к современному театральному языку.

— Мы благодарны театрам, которые откликнулись на нашу программу — согласились поехать на гастроли по России, несмотря на свои заранее сверстанные планы. И без помощи регионов, занимающихся рекламой, мы бы не справились, — добавила Ольга Андрейкина.

Как осуществляется выбор спектаклей для гастролей из обширного репертуара труппы?

— Мы исходили, конечно, из возможностей сцены Псковского театра, — пояснил Валерий Фокин. — Нам хотелось представить разную классику: пьесу Шекспира в постановке Оскараса Коршуноваса и прозу Бунина «Солнечный удар» — спектакль режиссера Ирины Керученко, показать, как сегодня Александринский театр взаимодействует с классикой, что важного, актуального в ней находит, показать труппу, артистов разных поколений.

Валерий Фокин подчеркнул: «Огромное дело, что мы стали восстанавливать гастрольную систему, разрушенную полностью. В советское время эта система работала очень четко, а потом ее уничтожили лет на двадцать. Гастроли — один из главных компонентов создания единого театрального поля, поэтому я понимаю художественного руководителя Псковского театра, у него программа правильная: привозить в город разные коллективы, режиссеров разных школ. Это повышает уровень зрительского восприятия: смотрите — и такой театр может быть».

— Непросто и достаточно дорого привезти в регионы большие спектакли, многонаселенные, с полноценным оформлением, сложные в техническом плане, от чего зрители отвыкли в последние годы, — дополнила Софья Апфельбаум.

На пресс-конференции художественный руководитель Псковского театра Василий Сенин сказал:

— Это наш первый полный сезон, предыдущий длился всего пять месяцев — с момента открытия театра после реконструкции. Мы будем продолжать привозить в Псков лучшие спектакли лучших театров. Это очень важно. Потому что почву, на которой будут произрастать наши спектакли, нужно «удабривать», ухаживать за ней. Поэтому уже в октябре Шекспировский театр «Глобус» сыграет у нас «Сон в летнюю ночь», а затем уедет с этим спектаклем в Петербург, в Александринский театр. Надеемся, что наше сотрудничество с Александринским театром продолжится: к нам будут приезжать молодые режиссеры, которых готовит Александринка, и нас, возможно, позовут на гастроли…

К слову

В рамках программы «Большие гастроли» в Пскове — творческие встречи мастеров сцены, театроведов. Их участники: художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин, режиссер Ирина Керученко, ректор Санкт-Петербургской академии театрального искусства Александр Чепуров, театральный критик Марина Багдасарян.
Главный режиссер Новой сцены Александринки Марат Гацалов проведет мастер-класс.

Справка «РГ»

Программа «Большие гастроли. Театральное лето 2014» стартовала 2 июня. В ней принимают участие 22 театра федерального и местного подчинения, гастроли состоятся в 30 регионах России.

Уже прошли гастроли в 10 регионах, сыграно 39 спектаклей, их посмотрели около 32 тысяч человек. Программа продлится до 2 октября. Зрители увидят еще 74 спектакля.