Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Ужасно великий: чем Стивен Кинг запугал все человечествоПопулярность писателя у публики огромна, но академический литературный мир не может решить, причислять ли его к большим писателям
31 августа 2014, источник: РИА Новости

Зальцбургский фестиваль уходит в историю с «Трубадуром» и Штраусом

ЗАЛЬЦБУРГ, 31 авг – РИА Новости, Андрей Золотов. Концертом Берлинского филармонического оркестра под управлением Саймона Рэттла с программой Рахманинова и Стравинского завершается в воскресенье Зальцбургский фестиваль 2014 года.

Источник: РИА Новости

По своей насыщенности этот фестивальный день не уступает предшествующим: утром концерт амстердамского оркестра «Концертгебау» во главе с одним из самых признанных музыкантов современности, латышским дирижером петербургской школы Марисом Янсонсом

Днем – последнее представление оперы Россини «Золушка» с блестящей Чечилией Бартоли в главной партии. Вечером – итоговый концерт берлинского оркестра. 

Разве что драматические спектакли уже закончились, а на центральной Соборной площади Зальцбурга разобрали сцену, на которой из года в год ставят пьесу одного из основателей фестиваля, поэта и драматурга Гуго фон Гофмансталя «Имярек» (Jedermann) – своего рода талисман этого города. 

Но нарядная публика в вечерних туалетах, галстуках-бабочках и австрийских национальных костюмах все еще будет заметна в воскресенье на улицах Зальцбурга.

Это крупнейшее собрание в области классического музыкального искусства и театра, ставшее за 94 года своего существования одним из главных культурных институтов Европы и мира, поражает своим масштабом: более 200 спектаклей и концертов за полтора месяца, 270 тысяч слушателей и зрителей на 16 площадках, сотни первоклассных исполнителей со всего мира, отдельные программы и призы для молодых музыкантов, специальные детские спектакли, общий бюджет более чем 60 миллионов евро. Руководство фестиваля сообщило в этом году, что россияне вышли на пятое место среди покупателей билетов – после Австрии, соседних Германии и Швейцарии, а также Франции. А уж российские исполнители давно и прочно утвердили свое место в его богатой программе.

«Это высшая планка. Здесь жив дух Моцарта, Бетховена, дух (дирижера Герберта фон) Караяна, дух (дирижера) Карлоса Клайбера. Здесь сохраняется потрясающая традиция, и здесь особая публика», — сказал РИА Новости прославленный российский дирижер, народный артист СССР Владимир Федосеев после своего концерта с оркестром «Моцартеум», когда отгремели аплодисменты и крики «Браво» с характерным для Зальцбурга топотом ног в знак особой благодарности за трепетное и мощное исполнение Третьей симфонии Бетховена.

Главным событием фестиваля этого года Федосеев назвал постановку оперы Верди «Трубадур». В этой оценке он не одинок. Спектакль латвийского режиссера Алвиса Херманиса со звездным составом, включавшим Анну Нетребко и Пласидо Доминго, собрал в основном хвалебные отзывы критики и имел грандиозный успех у публики. Российские зрители вместе с телезрителями из многих других стран мира могли увидеть трансляцию этого спектакля 15 августа в эфире канала «Культура».

Владимир Федосеев и оркестр Моцартеума на Зальцбургском фестивале

Режиссер (он же сценограф) поместил запутанное средневековое действие этой популярной оперы Верди в музей изобразительных искусств, где экскурсоводы и смотрители поют «презентационные» арии, рассказывающие страшную историю гибели младенца и разделенных ненавистью братьев, как бы повествуя о сюжетах картин, а затем сами перевоплощаются (и переодеваются) в их героев. Итог не вполне удовлетворил ни сторонников «традиционных», ни любителей «современных» постановок, но получился спектакль о преображающей силе искусства. Он буквально завораживает зрителя сменой на сцене картин классиков Возрождения (этот эффект несравненно сильнее в театре, чем в телевизионной версии), которые дополняют захватывающую музыку Верди в темпераментной интерпретации итальянского дирижера Даниэля Гатти и никак не мешают ее слушать. А каждый зритель охотно может представить себя в роли посетителя музея, которые перемешиваются на сцене с танцующими цыганами и поющими аристократами.

Для Нетребко этот спектакль стал новой вехой в ее трансформации последних лет из лирико-колоратурного в лирико-драматическое сопрано. Она органично чувствует себя во всем диапазоне партии Леоноры и играет двойную роль скромной музейной служительницы и влюбленной герцогини с явным удовольствием. «Нет такой похвалы, которая была бы достаточна для Анны Нетребко в партии Леоноры. Невозможно представить себе, что не так давно эта артистка пела партии Норины и Адины. Сегодня это сказочный вердиевский голос!» — написала в своей рецензии на спектакль главный редактор ведущего венского оперного журнала Neuer Merker Зиглинде Пфабиган.

Для 73-летнего же Доминго – некогда выдающегося тенора-Манрико – выступление в баритоновой партии графа ди Луна стало большим испытанием. Перед началом представления 15 августа директор фестиваля объявил, что у Доминго респираторные проблемы, но он решил петь и просит о поддержке публики. А на следующий день Доминго объявил, что все же заболел окончательно, и на остальных спектаклях на сцену выходил польский баритон Артур Ручински. В партии же Манрико блистал яркий итальянский тенор Франческо Мели.

Юбилей основателя и «Кавалер розы»

Все 45 дней на фасаде Большого фестивального дома, где проходят основные спектакли и концерты, висел портрет Рихарда Штрауса – одного из основателей Зальцбургского фестиваля. В этом году отмечается 150 лет со дня рождения композитора, и естественно, что его музыка стала здесь одной из основных тем программы.

В числе восьми (а если считать детские постановки, то и десяти) опер, поставленных в этом году, был его «Кавалер розы» в версии одного из видных оперных режиссеров старшего поколения, наследника традиции реалистического музыкального театра Гарри Купфера. Постановщик перенес действие, придуманное Гофмансталем, из Вены XVIII века в период написания оперы – начало XX века. Получилась история, похожая на другую оперу Штрауса, «Арабелла», — о столкновении аристократии и буржуазии в эпоху наступающего модерна через богатую комическими ситуациями матримониально-эротическую коллизию. В нее вовлечены влиятельная Маршальша, ее юный любовник и грубоватый провинциальный кузен, пытающийся жениться на дочери столичного богатея. Провинциал оказывается посрамлен, а мудрая Маршальша великодушно отпускает своего возлюбленного (он и есть кавалер розы по имени Октавиан) к буржуазной девице, уж коли между молодыми воспылала страсть. Все это происходит на фоне проецируемых на задник фотографий венских зданий и парков в обстановке бегущих глянцевых полов, стенок и узнаваемой мебели в стиле модерн.

В вокальном отношении здесь на голову выше других исполнителей была замечательная болгарско-венская сопрано Красимира Стоянова (Маршальша), чей богатый и теплый голос с лихвой компенсировал недостаточно, может быть, импозантную для княгини внешность. Срывал аплодисменты эффектно игравший роль похотливого провинциала барона Окса австрийский бас-баритон Гюнтер Гройсбек. Французская меццо-сопрано Софи Кох выступила вполне достойным Октавианом. А немецкая сопрано Мойца Эрдманн в роли своенравной юной невесты Софи была настолько хороша собой, что могла бы, в принципе, и не петь. Главным героем этого сдержанно принятого критикой спектакля стал Венский филармонический оркестр под управлением техничного Франца Вельзер-Места, который виртуозно исполнял роскошную партитуру Штрауса, по существу гораздо более щедрую на гармонии, чувства и оттенки, чем происходившее на сцене действо.

Музыка Рихарда Штрауса звучала и в многочисленных концертах фестиваля. Популярный ныне венесуэльский дирижер Густаво Дудамель темпераментно и с обилием внешних эффектов продирижировал Венским филармоническим оркестром с программой, включавшим его симфонические поэмы «Смерть и просветление» и знаменитую «Так говорил Заратустра». А немецкая сопрано Диана Дамрау спела изысканный концерт из песен Штрауса и Антонина Дворжака в ансамбле не с фортепиано, как они были написаны, а с арфой в исполнении француза Ксавье де Местра, который поднял этот скорее декоративный ныне инструмент до небывалых высот музыкантского мастерства. В результате публика не только услышала прекрасный ансамбль с нюансированным исполнением сложных камерных произведений, но и смогла оценить прекрасное созвучие голоса и арфы – один из изначальных музыкальных ансамблей со времен античности.

Антологии в концертах

Главный оркестр Зальцбургского фестиваля – Венский филармонический – вообще много работал в эти полтора месяца. Он не только участвовал в оперных спектаклях, но и сыграл несколько циклов концертов. Один из них – антология всех симфоний Антона Брукнера с крупнейшими мировыми дирижерами. За пультом стояли и Бернард Хайтинк, и Даниэль Баренбойм, и Кристоф фон Донаньи, и Марк Минковски. В день 25-летия со дня смерти великого Герберта фон Караяна, который был художественным руководителем Зальцбургского фестиваля с 1956 года до конца жизни в 1989 году, мемориальным концертом дирижировал Рикардо Мути, который в прошлом также играл одну из главных ролей в создании образа музыкального Зальцбурга. В этот день прозвучали 4-я «Трагическая» симфония Франца Шуберта и 6-я симфония Брукнера. Как всегда у Мути, удивительно тонко и точно был выстроен баланс инструментов в оркестре, и если симфония Шуберта прозвучала как трепетное камерное произведение, то в Брукнере поражали певучесть и тревожные контрасты.

Программа 94-го фестиваля была отмечена и другими антологиями. Так, один из признанных фортепианных исполнителей наших дней австриец Рудольф Бухбиндер сыграл в цикле концертов все 32 сонаты Бетховена (этот же цикл он играл в Москве в прошлом году). Другими знаменитыми пианистами, выступавшими в Зальцбурге, стали такие звезды, как Евгений Кисин, Григорий Соколов и Ланг Ланг.

Венский филармонический оркестр на Зальцбургском фестивале «Фестиваль мечты»

Главными программными достижениями уходящего фестивального сезона организаторы считают «Духовную увертюру» — цикл концертов христианской и мусульманской музыки, включая выступления никогда раньше не игравшей публично группы представителей суфийского тариката (ордена) «Аль-Газулия», — и программу, посвященную 100-летию начала Первой Мировой войны. В этом контексте была поставлена сатирическая драма Карла Крауса «Последние дни человечества» — центральное произведение этого мало известного в России, но очень важного для австрийской культуры писателя. 

Другой спектакль в цикле – драма австрийского писателя Эдена фон Хорвата «Дон Жуан приходит с войны». В музыкальном разделе военная тема была представлена премьерой специально заказанной оперы-зингшпиля французского композитора Марка-Андре Дальбави «Шарлотта Саломон», основанной на дневниках и картинах молодой берлинской художницы, погибшей в Освенциме.

Интендант фестиваля Александр Перейра, которого многие критики считают далеко не лучшим лидером этого культурного института за его историю, заявил в конце августа, что завершающийся праздник искусства стал «фестивалем его мечты».

Сам Перейра – харизматичный импрессарио, прошедший немало скандалов, в том числе и с перерасходом бюджета фестиваля, служит в Зальцбурге в воскресенье последний день. С 1 сентября он становится директором миланского театра «Ла Скала». Этот переход, из-за которого Перейра прервал свой контракт с Зальцбургом, также был связан со скандалом. Как сообщает австрийская пресса, Перейра продал несколько зальцбургских постановок миланскому театру без согласия его правления, и в итоге его шестилетний контракт был сокращен до одного испытательного сезона, после которого контракт, может быть, продлят, а может быть, и нет. Программу следующего, 95-го фестиваля, предстоит объявлять немецкому режиссеру (в том числе и оперному) Свену-Эрику Бехтольфу, который сейчас возглавляет его драматический раздел, а со следующей недели становится временным интендантом (директором) сроком на два года.

В 2017 году к руководству фестивалем придет австрийский пианист и арт-менеджер Маркус Хинтерхойзер, возглавляющий сейчас Венский фестиваль с акцентом на новаторском искусстве. Сегодня критики обвиняют Зальцбург в излишнем традиционализме и недостатке рискованных проектов, так что в ближайшие годы можно ожидать радикальные премьеры.