Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
23 сентября 2014, источник: Аргументы и факты, (новости источника)

Конец эпохи дебаркадеров: в Москве сносят плавучие здания

Многолетняя война между городскими властями и дебаркадерами на Москве-реке подходит к концу: сегодня на Космодамианской набережной начался демонтаж дебаркадера, а в скором времени город избавится и от остальных плавучих офисов, ресторанов и гостиниц.

Дебаркадеры — это плавучие пристани, закрепленные у берега. В мировой практике они служат чаще всего для разгрузки грузов и высадки пассажиров, однако в Москве в них разместились офисы, кафе и отели. Дело в том, что водная поверхность Москвы-реки находится в федеральном, а не городском подчинении, и поэтому строительство дебаркадера значительно дешевле, чем возведение здания на берегу. В данный момент на Москве реке находится 42 дебаркадера, причем многие из них — в историческом центре города.

«Это строительство ни с кем не согласовывалось, и поэтому бизнесмены строили на воде все, что хотели, считаясь только со своими интересами, не заботясь об архитектурном облике города. А что нужно бизнесменам? Как можно больше площадей. Так в центре города и появились огромные строения, которые уродовали исторически сложившийся архитектурный облик города», — считает Александр Высоковский, декан высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ.

5 дней на демонтаж

«В данный момент транспортной прокуратурой проведены проверки на всех 42 московских дебаркадера, в ходе которых восемь из них были лишены статуса “плавучее судно”, и в кратчайшие сроки будут демонтированы и отбуксированы за пределы города. Речь идет в первую очередь о тех строениях, которые находятся в центре Москвы. По остальным дебаркадерам решение будет принято в течение одной недели», — рассказал АиФ.ru Дмитрий Савченко, заместитель руководителя департамента транспорта города Москвы. По данным чиновника, успеть демонтировать дебаркадеры смогут этой осенью, а если помешает ледостав, это произойдет весной.

После исключения из реестра, владельцу дебаркадера дается 5 дней на демонтаж судна, а если этого не происходит, департамент транспорта совершает его принудительно. Сложность транспортировки дебаркадера заключается в том, что чаще всего они не проходят по высоте под московскими мостами, и поэтому верхние этажи приходится разбирать. Впрочем, и это не займет много времени: дебаркадер на Космодамианской набережной будет разобран и отбуксирован за 6 дней.

Москва — не Амстердам

Демонтаж дебаркадеров связан с объявленным конкурсом на развитие Москвы-реки, победитель которого будет объявлен 16 декабря 2014 года. Готовя масштабную программу развития набережных, городские власти заранее решили освободить их от дебаркадеров.

Представляя финалистов конкурса, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов заявил: «В мире есть множество примеров, когда река в черте города используется для жилья. Например, это Амстердам, по которому плавают различные суда. Это особый, привычный для этого города формат жизни. Однако для Москвы он не подходит. Столичные набережные и фасады вдоль них, мосты и пристани несут парадную функцию, и дебаркадерам здесь не место. Возможно, мы найдем где-то места для дебаркадеров, где они могут приобрести симпатичный вид, но в том виде, в котором они есть сейчас, их оставить нельзя».

Однако многие эксперты скептически относятся к возможности «облагораживания» такого формата недвижимости, как дебаркадеры: «Бизнесменам дебаркадер интересен только в том случае, если он находится в центре города. Если же вывести его за пределы центра, заставить следовать архитектурным нормам (а это подразумевает и ограничение по высоте), то такое строительство интересным с точки зрения инвестиций не назовешь», — считает Александр Высоковский.

Проигранная война Лужкова

Отношение городских властей к дебаркадерам всегда было негативным. Юрий Лужков называл их «экологическими террористами», неоднократно выступал за то, чтобы они были ликвидированы. Московские власти объявили владельцам дебаркадеров войну, отключили в них электричество, канализацию и воду, а у входов на пристани начался бесконечный ремонт набережной. Но владельцы плавучих офисов, казино и ресторанов выиграли у правительства Москвы практически все суды, пользуясь разночтениями в законодательстве. В результате с 2009 по 2011 гг. новые дебаркадеры на Москве-реке не появлялись.

После смены городской администрации на короткое время изменилось и их отношение к дебаркадерам. Властями была разработана отраслевая схема размещения судов, дебаркадеров и причальных сооружений на Москве-реке, и к пристаням «причалили» несколько новых сооружений. Всего до 2018 года планировалось построить около 200 дебаркадеров, в которых должны были разместиться гостиницы к чемпионату мира по футболу. Однако вскоре они были исключены из этой схемы, а 26 сентября 2013 года было принято постановление, согласно которому Москва-река должна быть освобождена от «водных объектов незарегистрированных в качестве судна».