Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
25 сентября 2014, источник: Rolling Stone

«Общак»

Последняя роль Джеймса Гандольфини и бенефис Тома Харди в неонуаре про неуютный криминальный Бруклин.

Источник: Rolling Stone

Режиссер — Михаэль Р. Роскам
В ролях — Том Харди, Нуми Рапас, Джеймс Гандольфини

Фестиваль американского кино в Формуле Кино Горизонт плавно движется к логическому завершению. Вот группа тинейджеров с видом знатоков обсуждает график российских кинопремьер, и один из них уверенно выдает: «На “Общагу”-то по-любому сходить надо!». Потом, внимательнее разглядев постер нового фильма Михаэля Р.Роскама с суровыми Томом Харди и Джеймсом Гандольфини и не совсем понятным названием «Общак», тушуется и уже менее солидно добавляет: «Или, может, на “Человека ноября” лучше…».

Феномен общака простым обывателям, действительно, малоизвестен, хотя криминальные авторитеты впитали его с материнским молоком. Общаком на блатном жаргоне именуется временный банк или общий фонд, создаваемый на добровольных началах для помощи попавшим в беду «своим» бандитам. Право держать общак – не только знак уважения, но и большая ответственность, поскольку мелкие жулики спят и видят, как бы им завладеть.

Именно такой общак в ленте Роскама и доверили Марву и Бобу, управляющему и единственному работнику небольшого бруклинского бара. Марв-Гандольфини в своей последней роли харизматично матерится, а небритый Боб-Харди играется с собачкой, носит клетчатые рубашки, мрачно хмурит лоб, неуклюже шутит и периодически начинает рассуждать об одиночестве. Определенно на это стоит посмотреть.

Лет десять назад геймеры младшего школьного возраста фанатели от лихой аркады «Как достать соседа», где юный повеса Вуди отравлял жизнь некоему мистеру Ротвейлеру под лозунгом «Сделал гадость – сердцу радость». И «Общак» в этом плане вполне претендует на альтернативное название «Как достать бармена». Бедолагу Боба на каждом шагу подстерегает угроза, как от владельцев бара – чеченских бандитов-рэкетиров во главе с Човкой Умаровым, так и от его клиентов и случайных прохожих. Один из последних, местный псих Эрик (Маттиас Шонартс), намерен отбить у Боба щенка питбуля, которого тот изъял из мусорного бака.

Вообще весь роскамовский Бруклин напоминает гигантскую свалку, грязную и неуютную, по которой шныряют бродяги в потертых кожанках, пропойцы, отщепенцы и неудачники всех мастей, и бурый снег здесь заляпан пятнами крови, а ветер приносит лишь запах гари и нечистот. Воздух на этом неприветливом клочке суши буквально пропитан насилием, и по мере развития действия физически ощущаешь, как его концентрация растет, а «шкала гнева» вроде бы незлобивого Боба переполняется, приближая неотвратимую развязку.

Для бельгийца Роскама, три года назад номинированного на «Оскар» за «Бычару», «Общак» стал дебютным англоязычным проектом, а для писателя Денниса Лихейна («Таинственная река», «Остров проклятых») – первым опытом написания полноценного киносценария, пусть и на основе собственного рассказа «Спасение животного». Сплавом слегка тяжеловесной и скупой, но уверенной режиссуры и жесткой мрачноватой прозы стал крепкий неонуар, недостаток драйва и экшна в котором искупается небезуспешной попыткой экзистенциального осмысления места и роли маленького человека в недружелюбном к нему современном мире.

Основная фабула «Общака» распадается на несколько самоценных мини-сюжетов, начиная от полицейского расследования убийства паренька по прозвищу Славные Деньки и заканчивая отношениями Боба с симпатичной соседкой (Нуми Рапс), превращающих фильм из рядовой криминальной драмы в подобие притчи. Тяжелой, как взгляд насупленного бармена Боба, мрачной, как жизнь в американской глубинке, и пронизывающей холодом, как ранние осенние заморозки. Но при этом удивительным образом уютной, как добродушно мерцающая в потемках вывеска бара. Ведь едва приметив ее, ты понимаешь, что, какой бы беспросветной ни казалась ночь, за этой вывеской тебя непременно ждет запотевший стакан ледяного пива и знатный глоток янтарного виски.

Покидая зал после показа, малость озадаченные зрители перебрасывались скупыми комментариями, и в большинстве из них звучало обвинительное «беспросветный». Действительно, «Общак» может показаться беспросветным настолько же, насколько и расцвеченная неонами ночь из «Лока» Стивена Найта, которую сверлил взглядом все тот же небритый Харди, или пасмурно-дождливые микромиры Дэвида Финчера. Режиссерский почерк этих постановщиков наиболее близок бельгийцу Роскаму, равно как и мотив судьбы человека, внезапно заметившего, что его жизнь тихо, ненавязчиво и угрожающе быстро скатывается в ад. И Найт, и Финчер, и Роскам любят мрак и тьму. Что, впрочем, не мешает им верить, что где-то в глубине этого мрака скрыта дверца, за которой нас ждут тепло, свет, тишина и покой.

«Общак»
В русский прокат фильм выходит 30 октября.

Алексей Комаров