Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
26 сентября 2014, источник: Российская газета

Музтеатр им. Станиславского и Немировича-Данченко поставит в Китае «Войну и мир»

О городе Тяньцзине мало кто в России слышал, не слышал и я. Провинциальный городок, думал, по улицам бродят панды. Оказалось, в этом городке жителей вдвое больше, чем в Австрии, — 16 млн.

Здесь строят «Эйрбасы» и собирают высокоточную электронику. Здесь несколько университетов, в том числе самый первый в Китае. Здесь консерватория, где готовятся стать звездами более 2000 студентов, Академия изящных искусств, множество научно-исследовательских институтов и единственная в мире телебашня на воде.

Кроме того, этот город в экологически неблагополучном Китае претендует стать образцом чистоты окружающей среды. В Тяньцзине строится и к 2020 году должен быть запущен «эко-сити» — как пишут в буклете этого китайско-сингапурского проекта, «социально гармоничный, экологически дружелюбный и энергетически эффективный город с населением до 350 тыс. человек». Проект более чем важный: в мегаполисах Китая состояние атмосферы, согласно Индексу качества воздуха, колеблется от «нездорового» до «опасного». Впрочем, судя по фотографиям и видеорепортажам, Тяньцзинь высок, красив, его люди улыбчивы, улицы живописны, небоскребы затейливы, и многие городские пейзажи напоминают о близком XXII веке.

30 сентября в свежепостроенном Гранд-театре города Тяньцзиня состоится премьера оперы «Война и мир», которую покажет в сотрудничестве с китайскими партнерами Московский академический музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Об этом международном проекте рассказывает генеральный директора Ара Карапетян.

— Мы в Китае не впервые. Этот Гранд-театр открылся в 2012 году гастролями именно нашего театра — на его сцене прошла опера Чайковского «Евгений Онегин». Тут, в сущности, построен огромный театральный комплекс с несколькими залами — драматическим, концертным, оперным. В Китае вообще теперь так принято: возводить большие мультипрофильные комплексы, а рядом — здания галерей и музеев, выставочных центров и библиотек. Театр построен по немецкому проекту, в нем прекрасная акустика, и он оснащен по последнему слову техники.

Два года назад Гранд-театр еще не располагал достаточно опытным персоналом, и гастроли были, не скрою, сложными. Но менеджмент театра амбициозен. Когда во время очередного визита в Москву директор Гранд-театра посмотрел нашу премьеру «Война и мир», он был весьма воодушевлен и спектаклем и масштабом сценического действа. И предложил нам не просто гастроли, а совместный проект. Участие сторон в проекте делится примерно поровну. Китайцы его финансируют, они же по нашим чертежам и под надзором наших специалистов построили декорации, а мы отправили в Китай свой реквизит, костюмы и 350 участников: оркестр, хор, балет, миманс и 54 солиста (в опере колоссальное количество действующих лиц). Китайская сторона обеспечивает еще 350 человек массовки для второй части оперы — той, где «война». Массовка изобразит войска Кутузова и Наполеона. Сначала предполагалось, что в этом качестве выступят солдаты китайской армии, но что-то сорвалось, и солдат оперативно заменили студентами тяньцзиньских университетов. Они приходят в театр после занятий и под руководством наших режиссеров репетируют свои роли.

В Тяньцзине «Война и мир» пройдет шесть раз. Сцена здесь соразмерна нашей московской, хотя и глубже. Интересно наблюдать за публикой. Разумеется, в Китае не столь давние традиции общения с оперой — там привыкли к Пекинской опере, которая имеет мало общего с европейской. Но китайцы поступают мудро: они все более активно импортируют лучшее, что есть в русской и западной оперной культуре и так постепенно взращивают публику для этого жанра. Хотя, конечно, это дело рассчитано на многие годы. Оперных театров в европейском понимании в Китае пока еще мало, и там распространены экскурсионные туры на два-три дня, гвоздь которых — посещение оперы. А так как скоростной поезд доставляет пассажиров из Пекина за тридцать минут, а частота движения на этой линии невероятна — поезда отправляются каждые четверть часа, — то сами понимаете, что съездить на спектакль не проблема и для жителя китайской столицы.

«Война и мир» — опера не из самых простых для восприятия. Она требует определенных знаний не только в русской музыке, но и в литературе, и в истории. Не прост и спектакль, поставленный Александром Тителем: в нем нет прямых обозначений мест действия и событий, он скорее метафоричен, символичен. Поймет ли происходящее китайская публика? Это учли наши партнеры и проводят там обширную просветительскую акцию — публичные чтения романа Толстого, беседы о русской литературе, встречи со студентами вузов и всеми, кто собирается посмотреть спектакль. Насколько мне известно, дирекция довольна тем, как идут продажи, и надеется, что на всех спектаклях будет полный зал.

О сценических искусствах в Китае

Специально для тех, кто уверен, что в культурном отношении мы ближе к Востоку, чем к Европе, предлагаю очень краткий экскурс в китайскую театральную жизнь.

Театр там древнее искусство и начался с теневых представлений, популярных до сих пор. В отличие от малышни в наших кукольных театрах, в Китае бегающими и говорящими тенями увлечены все возрасты. Довольно популярны также комические монологи и скетчи для двух актеров — «цзянсен». В эпоху династии Юань уходят корнями традиции театра «цзацзюй» — китайской драмы с музыкой. Наконец, есть Пекинская опера. Не подобие нашего Большого театра, где ставят знакомые нам сюжетные спектакли, основанные на музыке, пении, танце и сценической живописи, — оперы. Это театр обильно костюмированных музыкальных ритуалов, театр пантомимы, постоянного набора масок, и в нем все роли исполняют только мужчины — он тоже мало напоминает театр в нашем понимании.

А в целом театров в Китае с его гигантским населением — наперечет. Наверное, сказывается сложившееся в конфуцианском Китае предубеждение к «обезьянничеству» — театру как таковому. Даже в Пекине театров в европейском понимании почти нет — есть Народный Художественный театр, где наряду с китайскими драматургами играют Мольера, есть оперные дома в Пекине и Шанхае — там поют Чайковского, Пуччини, Бизе… В Тяньцзине театр вообще возник два года назад — тот самый Гранд-театр, единственный в 16-миллионном мегаполисе. И в какой степени неофиты в этом жанре — китайские зрители — смогут увлечься оперой Прокофьева, которая и у нас не каждому по зубам, — вопрос большой и интересный.

Как значится на сайте театра, билеты на «Войну и мир» в Тяньцзине стоят от 280 до 1880 юаней (от 34 до 230 евро или от 1 600 до 11 000 руб.).