Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
29 сентября 2014, источник: Газета Коммерсантъ

Автошколы поднимают курс руля

Цены на подготовку водителей выросли на 25-50%

Источник: Газета «Коммерсантъ»

Как выяснил «Ъ», стартовавшая реформа обучения водителей привела к существенному росту цен на услуги автошкол. Это связано с усложнением образовательных программ: школам нужно нанимать, например, преподавателей по психологии, кроме того, увеличилась и продолжительность курсов. Как предупреждают представители образовательных учреждений, тарифы будут только расти: как показывает практика, большинство автошкол не соответствует новым стандартам качества обучения водителей. 

Две столичные автошколы наконец получили полный пакет документов, необходимых для дальнейшего обучения водителей: технологический колледж N21 и ООО «Учебный центр “Перспектива”». Об этом сообщило УГИБДД Москвы в минувшую пятницу. Упомянутые учебные заведения успешно прошли процесс согласования программ обучения и материально-учебной базы (площадок, учебных помещений, инвентаря и т. д.). Как сообщили в ГИБДД, в ближайшее время заключение могут получить и другие автошколы.

Напомним, в рамках масштабной реформы образования водителей Минобрнауки и МВД разработали новые требования к учебному процессу. Согласно вступившим в силу с 12 августа нормативам, в частности, размер учебной площадки для вождения не должен быть менее 0,24 га. Больше всего проблем с выполнением этого требования возникло в Москве, поскольку у столичных школ нет нужных площадок в собственности или аренде. Из-за этого набор новых учеников в школы с середины августа приостановился.

Как пояснил «Ъ» гендиректор колледжа N21 Борис Багдасарян, автошкола смогла успешно преодолеть процедуру проверки, поскольку является государственным учреждением и имеет собственную площадку для вождения. «В ближайшее время мы начнем набирать группы, которые будут учиться уже по новым программам», — заявил он. Руководитель автошколы «Перспектива» Сергей Краснов менее оптимистичен: набор студентов также начался, однако выданное ГИБДД заключение истекает 5 октября (в этот день кончается договор аренды учебной площадки). «Договор пока не продлевают, думаем, что делать дальше», — говорит господин Краснов.

В регионах проблем с учебными площадками возникает меньше, получить заключение ГИБДД тем не менее все равно непросто. В середине сентября Госавтоинспекция отчиталась: в России всего 22 школы получили разрешительную документацию для обучения, то есть 0,2% от всех 11,5 тыс. автошкол, работавших в стране. «У нас необходимых документов пока никто не получил, — рассказал “Ъ” глава совета директоров автошкол Челябинской области Андрей Николаев. — По новым правилам преподавателям нужно официально повышать квалификацию. Курс занимает 500 часов, то есть около месяца. Все пошли переучиваться». Похожая ситуация и в Санкт-Петербурге: глава региональной ассоциации автошкол Владимир Якименко заявил «Ъ», что «ГИБДД только начала формировать проверочные комиссии». Автошколы Ростовской, Новосибирской и Саратовской областей также не набирают новых учеников. По данным председателя Ассоциации автошкол Омской области Валентины Беспятовой, согласовать программы обучения удалось всем школам, а вот заключение на соответствие новым нормативам классов и площадок получила только одна. В Нижегородской области 14 из 84 учебных заведений получили одобрение из ГИБДД, в Башкирии — 8 из 256. Только в Хабаровске большинство учреждений согласовали с Госавтоинспекцией и программы, и материально-учебную базу.

Тем временем, как выяснил «Ъ», цены на обучение будущих водителей начали стремительно расти. В частности, в столичном колледже N21 полный курс (теория+практика) на самую популярную категорию «B» подорожал с 30 тыс. до 40 тыс. руб. (44 тыс. руб. стоит обучение на машине с «автоматом»). Как объяснил «Ъ» господин Багдасарян, появился новый обязательный предмет «Психофизиологические основы деятельности водителя», в связи с чем нужно нанимать нового преподавателя. В рамках этого курса, как сообщал ранее «Ъ», граждане изучат «причины агрессии и враждебности у водителей» и «склонность к рискованному поведению на дороге». Кроме того, увеличился и сам курс обучения (для получающих права категории "B" с нуля) — со 106 до 134 часов теории и с 50 до 56 часов — практики вождения. В «Перспективе» стоимость курса выросла с 30 тыс. до 42 тыс. руб. «Дать ниже цену я не могу, и так приходится работать почти в убыток, — пояснил “Ъ” господин Краснов. — Ведь автошколы, не получившие заключение, почему-то набирают учеников, работая незаконно. При этом они продолжают демпинговать, предлагая полные курсы по 22-24 тыс. руб.».

В регионах стоимость обучения также повысилась: в Нижнем Новгороде — в среднем с 18-20 тыс. до 28-35 тыс. руб., в Омске — с 18 тыс. до 25-30 тыс. руб. В Самаре практически все автошколы подняли тарифы с 15-18 тыс. до 22-25 тыс. руб. «Это далеко не предел, — сообщили “Ъ” в одной из местных автошкол. — Через месяц цены могут подскочить до 40 тыс. руб.». В Башкирии и Астраханской области цены увеличились вдвое — со средних 10 тыс. до 24-25 тыс. руб. В тех субъектах федерации, где автошколы еще не получили необходимых для продолжения деятельности заключений ГИБДД, изменение тарифов запланировано. По оценке Андрея Николаева, в Челябинске, где курс обучения стоил 20-21 тыс. руб., учеба обойдется в 27 тыс. руб. Владимир Якименко из Санкт-Петербурга ожидает, что цена в регионе увеличится на 8-10 тыс. руб. В Новосибирске эксперты ожидают роста тарифов с 19 тыс. до 24 тыс., то есть на 20-25%.

«Пока я не вижу, чтобы повышение цены пугало кого-то: люди звонят, узнают цену и все равно записываются, — заявил “Ъ” Борис Багдасарян. — С учетом того, что еще пару месяцев назад упорно ходили слухи, что курс обучения будет стоить 100 тыс. руб. и длиться полгода, новая цена воспринимается населением вполне адекватно».

Иван Буранов, Иван Тяжлов