Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
2 октября 2014, источник: "Российская газета"

В Башкирии родители будут оценивать школы и детсады

Общественный контроль добрался и до образовательных учреждений Башкортостана. 

Источник: "Российская газета"

Педагоги с некоторым опасением ждут, когда родители начнут реализовывать свое право проверять и оценивать деятельность школ и детских садов. По мнению экспертов, эти меры, с одной стороны, сделают работу учебных заведений более прозрачной, с другой — могут сильно усложнить им жизнь.

Правила контроля

Новые права родители получили после того, как в августе этого года вступил в силу Федеральный закон «Об основах общественного контроля в РФ». Кроме того, уже в октябре начнут действовать измененные статьи ФЗ «Об образовании», вводящие понятие «независимая оценка качества образовательной деятельности». По сути, теперь у общественности будет реальная возможность участвовать в контроле за деятельностью госучреждений.

Пока не определены механизмы надзора. Известно лишь, что любой родитель самостоятельно либо в составе общественной организации имеет право проверить работу школы или детского сада. Встает лишь вопрос об объективности сделанных выводов и оценок, которые в итоге могут серьезно «подмочить» репутацию образовательного учреждения и негативно сказаться на его рейтинге.

— Итоги родительских инспекций не станут поводом для приостановки деятельности учреждения, но в то же время будут иметь решающее значение при создании независимых рейтингов и конечной оценки эффективности организации. Ведь ее главные критерии — открытость, комфортность, доброжелательность и вежливость сотрудников, удовлетворенность качеством оказываемых услуг, — отмечает председатель комитета Государственного Собрания — Курултая РБ по образованию, культуре, спорту и молодежной политике Эльвира Аиткулова. — Уже сегодня педагогам нужно выработать четкий алгоритм взаимодействия с общественностью, чтобы суметь правильно реагировать на любые конфликтные ситуации.

Учет мнений

Начальник управления образования администрации Уфы Елена Хаффазова считает, что сегодня роль родительского комитета пока определяют сами школы и детсады.

— В Уфе сложился положительный опыт по участию представителей детей в выборе учебного плана и формы одежды, в подготовке расписания. Но несмотря на то, что школьные советы получили управленческие полномочия, в реальности они пока не принимают совместных с администрацией решений, — отметила Елена Хаффазова. — Родители имеют законное право инициировать общественную экспертизу образовательного процесса, дать ему свою оценку, которая может быть ошибочной, но должна учитываться.

Возможно, мнение общественности могло быть действительно полезным при самоанализе, который образовательные организации обязаны проводить в конце каждого учебного года. Включение в экспертную комиссию представителей родительского комитета придало бы ее выводам объективности.

Кстати, в Уфе мнением родительского сообщества начали интересоваться уже даже на уровне проектирования новых образовательных учреждений. Так, под бдительным контролем населения сегодня проходит строительство многофункционального учебно-воспитательного комплекса в микрорайоне Инорс. Хотя во многом этот опыт взаимодействия архитекторов и общественности связан с конфликтом, возникшим после закрытия в 2012 году аварийной школы N51. Тогда родители были возмущены тем, что их детям пришлось перевестись в другие образовательные организации и учиться в переполненных классах.

Голос родителя

Пока законодатели думают о механизмах контроля, а представители власти призывают к взаимодействию, родительская общественность начала бурно обсуждать свои новые полномочия.

— В последние четыре года активность среди мам и пап в нашей республике действительно возросла. К примеру, они чаще начали брать на себя контроль за качеством питания в школах, участвовать в воспитательном процессе, организуя бесплатные кружки и мастерские, — отметил на круглом столе в рамках всероссийской выставки-форума «Вместе — ради детей» председатель республиканского родительского комитета Анатолий Горячев.

Как пример реализации модели государственно-общественного управления школой на круглом столе привели уфимскую гимназию N39. Законные представители ее учеников входят в благотворительный фонд «39-я параллель», возглавляемый попечительским советом, который занимается, по сути, сбором денег у родителей и поиском инвесторов.

— Наша работа строится на принципах строгой отчетности и прозрачности, без них понимания не будет. Каждая мама и папа могут стать активным членом попечительского совета, который не только помогает в организации школьных мероприятий, но и решает конфликтные ситуации. Важно с самого начала приучить взрослых к активности, поэтому наши члены ходят на все собрания, — объясняет председатель родительского комитета гимназии N39 Рустем Ибатуллин.

Как отметили специалисты, в гимназии N39 общественность и школа стали «союзниками».

Общая ответственность

Многие мамы и папы, взявшие на себя обязанность взаимодействовать с учебным заведением, уже начали задумываться: что будет, если каждый решит лично проверить образовательный процесс. Ведь не секрет: учебные заведения и так находятся под строгим контролем у многочисленных надзорных органов.

По мнению ответственного секретаря Национальной родительской ассоциации соцподдержки семьи и защиты семейных ценностей Алексея Гусева, к вопросу об общественном контроле нужно подходить вдумчиво: не каждый человек является специалистом в области образования, финансов и может дать компетентную оценку деятельности школы. Соответственно, нужно постараться избежать случаев, когда родитель, придя в школу, начинает «качать права» по поводу и без.

Поэтому, считает Алексей Гусев, любая общественная активность должна быть структурирована и задокументирована, что поможет избежать хаоса. Для этого необходимо принять дополнительные рекомендации либо законы на уровне региона или муниципалитета, которые бы регулировали и конкретизировали полномочия управляющих советов. Подобные нормативные акты есть в нескольких регионах. Хотя, отмечают эксперты, определить «правила игры» можно и в уставах управляющего совета и школы.

Компетентно

Венера Валеева, заместитель министра образования РБ

В республике многое делается для того, чтобы образовательный процесс стал более прозрачным. Ежегодно мы организуем республиканские родительские собрания, где рассказываем о новшествах в законодательстве, приоритетах работы в следующем году и вместе ищем пути решения наболевших проблем. В Федеральном законе «Об образовании» говорится: мамы и папы имеют право выбирать образовательное учреждение и форму обучения своего ребенка. Поэтому общественность и педагоги должны активно сотрудничать во всех направлениях работы, ведь у них одна цель — сделать детей счастливыми.

Мнения родителей

— В большинстве случаев руководство нашей гимназии идет навстречу родителям. Так, по нашей просьбе заменили учителя по математике. Введение общественного контроля в школах интересно и тем, что дает возможность родителям контролировать качество преподавания как во время уроков, так и на дополнительных платных занятиях. Моя старшая дочь ходила на элективные платные курсы, но оказалось, что зачастую дети занимались не подготовкой к ЕГЭ, а разговаривали «по душам». Сейчас младший сын принес счет на оплату подготовительных курсов к ГИА. Закономерно возник вопрос: как будут проводиться эти курсы и что же дети изучают во время уроков? Считаю, что я имею право контролировать эти моменты.

Алия Абрахманова, Уфа.

— В нашей школе родители участвуют только в сборе денег и их распределении. Но действительно важные вопросы мы не обсуждаем. В прошлом году просили, чтобы наших детей освободили от занятий в субботу либо чтобы уроки в этот день вели в первую смену, однако получили отказ. Надеюсь, новые законы дадут нам возможность вмешиваться и в расписание.

Гузель Якупова, Уфа.

— На самом деле ничего нового в общественном контроле нет. Уже давно говорится о том, что родительские комитеты могут вмешиваться во все процессы. Но теперь, когда нас не захотят слышать, будет возможность сослаться на определенный закон. К примеру, нам никогда открыто не запрещали приходить на занятия в детском саду или в школе. Теперь же все желающие будут уверены: они имеют законное право увидеть, что происходит за закрытыми дверями.

Ренат Рахимов, Уфа.

Цифра

3,5 тысячи образовательных организаций работают на территории РБ