Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
7 октября 2014, источник: "Российская газета"

На сцене Александринки показали резонансную «Теллурию»

Спектакль по свежему роману Владимира Сорокина — первая авторская работа Марата Гацалова на Новой сцене Александринского театра, пост худрука которого он занял год назад. В ситуации, когда театр снова стал местом дискуссии, а не просто местом досуга, взяться за резонансную «Теллурию» — значит амбициозно подбросить в топку дров.

Источник: "Российская газета"

Если 50-главный роман Сорокина представляет собой многожанровый коллаж текстов, стилизующих самые разные роды и виды письменной и устной речи, то пространство спектакля — это зеркальная бесконечность, множащая в своих коридорах артиста, объекты и зрителя. Сидя на одном из черных стульев, под разным углом расставленных внутри круга, ты способен увидеть только фрагмент заплутавшей в зеркалах «реальности».

Так и сорокинский читатель блуждает по дивной Теллурии с неутоленной жаждой отгадать секрет ее совершенства, натыкаясь на одну подмену за другой, пока не упрется в финальный гимн природе.

Сделав спектакль «в расфокусе», демонстративно отказавшись от перфектности и предпочтя ей неумолимую центробежность, режиссер воплотил идею полураспада, столь важную для Сорокина и, шире говоря, для времени, в котором мы живем.

Порядок, которого то и дело взыскуют герои «Теллурии», связывая его с сильной государственной рукой, нарушен настолько, что взбесился сам язык. Гацалов же сочиняет адекватный писательской технологии театральный ответ, но располагает его в пространстве коммуникативном: как и через что зритель/читатель вступает в связь с романом? И потому театр у него тоже «съезжает с катушек».

Актеры поедают торт в виде головы, аккуратной черничной бородкой напоминающей гладкое лицо Сорокина

Актриса Мария Зимина, читая монолог ее высочества Татьяны, ищущей секс-приключений в подворотнях российского захолустья, запинается, смеется красиво и переспрашивает режиссера: «Кстати, говорить нехорошее слово или нет?» Семен Сытник, которому достался сюжет про 47-летнего педофила, в финале протестует: «Да не буду я это говорить». Игорь Волков подбадривает партнершу: «Все хорошо, только не части». Кое-что обещают сократить к следующему разу.

Разомкнув структуру театра вовне, к зрителю, режиссер заодно разрушает и связи внутри текста, притесняя властное эго автора — не зря тут поедают торт в виде головы, аккуратной черничной бородкой напоминающей гладкое лицо Сорокина.

Нарушение конвенций и есть главный принцип гацаловской «Теллурии»: как бы самопальные причиндалы к костюмам, не споротые с пиджаков фирменные бирки (художник по костюмам — Леша Лобанов), падающий на телеведущего задник, который ему приходится держать.

Открытость внутренней репетиционной кухни обнажает главный принцип «просвещенного Средневековья», в котором живут герои «Теллурии», — помесь «своей» доморощенности и футуристических гаджетов. Тут и породистая фактура, и манера речи актеров Александринки — произносят они текст, в котором стилизован интеллигентский «аристократизм» классического русского романа. Режиссер исследует мутанта в разных его проявлениях, и в этом тотальном для спектакля стремлении близок к карнавальной, состоящей сплошь из мнимостей сорокинской действительности.

Речи во славу государства Александр Лушин на молитвенный манер читает с ноутбука, самодельные стихи «мурло, мурло по всей земле», пробежки по кругу с выкриками «За царствие божие внутри нас», «за свет в конце туннеля». Иронически снижая то, что у Сорокина обладает зарядом издевательской, но вдохновенной патетики, театр проявляет сопротивляемость этого текста к любому насилию.

Сорокин нигилистичен ко всему: к вкусившей теллура власти и к оппозиции в лице толстого Поэта Поэтовича Гражданинова, к «культурному» прошлому и к «дикому» настоящему. Единственной и последней «скрепой» этой расслоившейся реальности остался русский язык. А режиссер вместо языка испытывает на прочность коммуникативные границы театра. Но он остается вне контакта, этот собор, залитый лунным сиянием.