Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
8 октября 2014, источник: AmurMedia.ru, (новости источника)

Картины авангардистов России 1900-1940-х годов представят в Хабаровске

Работы привезут из театрального музея им. А.А. Бахрушина

Источник: AmurMedia

Хабаровск, 8 октября, AmurMedia

Выставка «От серебряного века к авангарду. Россия. 1900-1940-е» пройдет в Дальневосточном художественном музее с 15 октября. Работы в краевую столицу привезут из Театрального музея им. А.А. Бахрушина, сообщает ИА AmurMedia со ссылкой на  пресс-службу министерства культуры Хабаровского края.

Задача выставки "От серебряного века к авангарду. Россия. 1900-1940-е" —  собрать в пространстве выставочных залов музеев России в малых и средних городах РФ работы крупнейших мастеров первой половины ХХ века, в сферу творческих интересов которых входил и театр. Данный выставочный проект не является   ретроспективой театрального искусства 1900-1940-х годов. Произведения, из которых она составлена, позволяют представить основные тенденции культурного процесса минувшего века и показать разнообразие направлений в искусстве и в сценографии как его части.

Конец XIX — начало XX вв. — период взлета в развитии декорационного искусства в мировом театре и время, когда лидирующее положение в нем заняли русские мастера. В русском театрально-декорационном искусстве формируются направления, которые в дальнейшем станут определять пути как европейского, так и мирового театра. Во-первых, это было обусловлено приходом на сцену выдающихся мастеров изобразительного искусства —  художников-станковистов, таких как М. Врубель, К. Коровин, А. Головин, обогативших театр высочайшей декоративностью и зрелищностью. Одновременно мастерами круга «Мир искусства» А. Бенуа, И. Билибиным, М. Добужинским и другими был начат поиск новых способов оформления сцены. Во-вторых, важным импульсом для развития декорационного искусства стало творчество выдающихся режиссёров К. Станиславского, А. Таирова, Вс. Мейерхольда, Н. Евреинова, Ф. Комиссаржевского.  Новаторский,  "режиссёрский театр" во многом определил основные принципы художественного решения сценического пространства, которые не потеряли своей актуальности до сих пор.

Русская сценография в ее лучших образцах встает вровень с  новаторскими исканиями изобразительного искусства. Театр перестает быть «довеском» к творчеству мастеров нового времени, он расширяет пространство поисков.

Самый объемный раздел выставки посвящен деятельности художников объединения «Мир искусства», много и на редкость плодотворно работавших в театре. Сотрудничество с  антрепризой С. Дягилева в  "Русских сезонах" — один из значительнейших этапов в истории мирового музыкального театра. Балетные спектакли с участием А. Павловой, Т. Карсавиной, В. Нижинского в оформлении русских художников, показанные на сценах Парижа и Лондона, произвели настоящую сенсацию и оказали огромное влияние на западноевропейское искусство. Русский балетный театр получил мировое признание. Но мы хотели бы продемонстрировать  малоизвестную сторону творчества художников этого объединения. Немногим очевидно, что на драматической сцене работы этих мастеров тоже достигали художественных вершин. Не случайно спектакли, оформленные М. Добужинским, А. Бенуа, неизменно становились событием театральной жизни своего времени.

Еще одно значительное явление отечественного театра —  русский авангард, который включал в себя и кубофутуризм, и театральный конструктивизм, и экспрессионизм. Это направление представлено на выставке чрезвычайно значимыми именами — А. Лентуловым, Н. Гончаровой, И. Нивинским, бр. Стенбергами, И. Рабиновичем, А. Весниным, Н. Айзенбергом, А. Петрицким, В. Татлиным, оказавшими существенное воздействие на развитие функциональных форм сценографии новейшего времени.

Одновременно с авангардными представлены работы художников, не склонных к крайнему новаторству (Б. Кустодиев, И. Билибин). Начинавшие творческую деятельность на рубеже XIX- XX столетий, они сотрудничали с театрами, сохранявшими приверженность традиционным постановочным методам.

На сцене воссоздавался «срез  жизни» — реальная и реалистичная обстановка существования героев, в которой производились поиски сценической «атмосферы» и сценического «настроения».

У каждого режиссера того времени — К. Станиславского, А. Таирова, Вс. Мейерхольда, Е. Вахтангова —  были свои творческие принципы и собственное видение театра. Совместные поиски художников и режиссеров в начале прошлого столетия определили дальнейшее развитие мирового театра.  Художник перестал быть  только автором декораций, он начал решать проблему композиционной целостности спектакля. Иное понимание задач театральных декораций и костюмов, перенесение пластических приемов из живописи в пространство театра, синтез  визуальных и музыкальных образов — все это позволило совершить настоящую революцию в сценографии, создать новую систему действенной сценографии.

Многие спектакли вошли в историю театра благодаря интересным решениям сценографа. Не всегда удается сохранить костюмы и декорации, и тогда театральные эскизы остаются одним из немногих документальных свидетельств о постановке.  В составе выставки широкой публике представлены уникальные эскизы костюмов и декораций к спектаклям 1900-1940-х годов из коллекции Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина.