Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
13 октября 2014, источник: "Российская газета"

В Воронеже впервые спел Патриарший хор

Хор храма Христа Спасителя, который сопровождает службы с участием Патриарха, впервые выступил в Воронеже. 

Причем в полном составе — ранее за пределы столицы выезжала только часть коллектива.

Открытием для воронежской публики стали литургические песнопения, написанные создателем гимна СССР (ставшего гимном РФ) и ансамбля песни и пляски Советской армии — Александром Александровым. Мало кто знает, что с 1918 по 1922 год композитор был регентом хора в храме Христа Спасителя. Прозвучал и кондак Николая Голованова, который почти 40 лет был дирижером в Большом театре и писал богослужебные песнопения «в стол».

По этим церковным сочинениям заметно, насколько тесной была связь советской музыки (авторы которой зачастую были выпускниками синодальных учебных заведений) с партесными концертами, возобладавшими над традиционным знаменным пением в XVII веке. Сегодня партес с его пышной полифоничностью, «оперностью» нередко воспринимается как неотъемлемый атрибут русского православного богослужения. Хотя среди специалистов мнения на сей счет расходятся.

Воронежцы услышали духовную музыку Сергея Рахманинова и Георгия Свиридова, а также ряда современных авторов — Ивана Вишневского, Андрея Микиты и Ильи Толкачева (он является и регентом Патриаршего хора), обработки старинных смоленских кантов Антона Вискова и произведения Сергея Желудкова на стихи Пушкина и Есенина.

Концерт в день почитания родителей преподобного Сергия Радонежского вошел в череду событий, приуроченных к 700-летию великого святого. Кроме того, визит хора в Воронеж стал этапом патриаршего фестиваля «Песнопения христианского мира».

— Мы уже побывали в Харбине, Благовещенске и Симферополе. Для последнего выступления наш друг, композитор Андрей Микита специально написал тропарь святителю Луке Крымскому, — рассказала директор хора храма Христа Спасителя Татьяна Максименкова. — В прошлом году, на первом патриаршем фестивале, мы пели в Тамбове. Нас туда и сейчас зовут, но, наверное, не стоит «частить». Хотели бы поехать в Липецк и Тулу, но пока не встретили там таких попечителей, как в Воронеже. Помимо концертов, в программу входит детско-юношеский конкурс — отбираем ребят в номинациях «Хоровое дело», «Академический вокал», «Народное пение» и «Инструментальная музыка. Победителей приглашаем на рождественский гала-концерт в зале церковных собраний храма Христа Спасителя, где они поют с нашим хором и симфоническим оркестром. Сроки регионального отборочного тура пока не определены. Но мы планируем в этом году успеть провести в Воронеже и мастер-классы педагогов Гнесинки для регентов и учителей.

Воронежские партнеры фестиваля — благотворительный Фонд Хованского — отметили столь масштабным концертом учреждение новой награды для диаконов митрополии, проявивших себя в организации общенародного литургического песнопения.

— В раннехристианские времена в храмах пели все прихожане, клироса в его привычном для нас виде еще не было. Постепенно эта традиция канула в Лету, но отдельные подвижники продолжали ее поддерживать. В Воронежской области таким подвижником был покойный протодиакон Георгий Наумов — очень яркая фигура. Многие помнят, как он во время служб, проходя по собору, приговаривал: “Ну что вы спите, восстаните, пойте, пойте!” — отсылая к кондаку из покаянного канона преподобного Андрея Критского “Душе моя, душе моя, восстани, что спиши?..” В память об отце Георгии мы и решили, по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия, вручать такой отличительный знак, — пояснил руководитель Фонда Хованского Андрея Лазарев. — Вы спросите — как это связано с нашим фондом, который поддерживает педагогов? Дело в том, что Алексей Хованский, знаменитый воронежский ученый и основатель старейшего журнала “Филологические записки”, происходил из семьи протодиаконов. В этом году исполнилось 200 лет со дня его рождения.

Первым обладателем статуэтки скульптора Павла Храмова стал протодиакон Александр Палий, клирик кафедрального Благовещенского собора.

Организаторы подчеркнули, что хоровое пение, в том числе на церковных службах, очень важно для воспитания способности людей к пониманию друг друга, к единству — в том числе в общественной жизни. Однако в условиях, когда профессиональные певчие ориентированы на сложное многоголосие партеса, уповать на всенародное “эхо” в храмах не приходится.

Справка “РГ”

Хор храма Христа Спасителя, основанный в 1998 году, исполняет произведения, которые пел его предшественник — знаменитый Московский Синодальный хор. В основу репертуара сегодня входят лучшие образцы русской духовной музыки, произведения Чайковского, Рахманинова и Гречанинова, оперные шедевры, обработки русских народных песен и современные духовные сочинения. Патриарший хор участвует в праздничных богослужениях в главном кафедральном соборе страны, активно концертирует в России и за рубежом, успешно выступал, в частности, в соборе Святого Петра в Риме.