Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Подозреваемая в убийстве Ким Чон Нама «думала, что это розыгрыш»Гражданка Индонезии заявила, что ей якобы заплатили 400 малайзийских ринггитов (около 90 долларов США), чтобы она "подшутила над Ким Чон Намом"
7 апреля 2015, источник: АиФ Кузбасc

Поколение ЕГЭ. Учитель — о стрессе, галочках и потерянных детях

Корреспондент «АиФ-Кузбасс» узнал, почему у ЕГЭ больше плюсов, чем минусов, как повлиял кризис на зарплаты учителей и почему педагоги превращаются в чиновников.

«Педагоги становятся чинов­никами, менеджерами и за бюрократией уже не видят детей», — полагает учительница русского языка и литературы, педагог высшей квалификационной категории Анна Слемзина.

Анна Иванова, «АиФ-Кузбасс»: — Для учеников и учителей сейчас горячая пора подготовки к экзаменам. Совсем недавно выпускники проходили репетиционные испытания, кто-то уже начал сдавать экзамены досрочно с 23 марта, что вызвало очередную волну разговоров и критики ЕГЭ. Анна Исхаковна, вы как считаете: ЕГЭ — это большой прорыв в нашей системе образования или большая ошибка?

Анна Слемзина: — Когда восемь лет назад вводили ЕГЭ, большинство воспринимало новую систему как ошибку. За эти годы много дров наломали. Но сейчас, я считаю, убирать её не нужно. Явные недочёты, такие, как задания с выборными ответами, устранили. Так, в экзамене по русскому языку уже не расставишь галочки наугад, нужно уметь анализировать текст. Так что ЕГЭ не ошибка и не прорыв. Это новая система работы, которая трудно давалась, но которая с каждым годом совершенствуется и оттачивается.

Экзамен не для всех.

— В прошлом году уже после сдачи ЕГЭ были снижены минимальные баллы по русскому языку и математике. Что произошло: дети стали глупее или задания были сложнее?

— Задания были аналогичные тем, что мы решали на уроках. Думаю, проверяющие посмотрели результаты, ужаснулись и снизили порог. По русскому языку было 36 баллов — стало 24. Мы потом посмотрели по своей школе: выпускников, набравших меньше 36-ти баллов, у нас не было, так что и без этого снижения все сдали бы ЕГЭ. Раз это не коснулось нас, то глубокого анализа не проводили. Полагаю, что одна из причин снижения качества сдачи по России была в том, что, в отличие от 2013 г., в 2014-м материалы ЕГЭ не попали в Интернет заранее и дети показали те знания, какие были на самом деле.

— Родители до сих пор ворчат по поводу ЕГЭ и его отмены. В чём причина?

— Во-первых, многие сетуют на стресс. Мол, дети сдают в другой школе, в непривычной обстановке, переживают, нервничают. Но, вспомните, и при традиционных экзаменах раньше тряслись и нервничали — это нормальное состояние перед экзаменом. С другой стороны, сейчас никто не сдаёт вступительные экзамены в вузы. Разослали результаты по всему свету и сидят ждут. И это огромный «плюс», с точки зрения и морального спокойствия, и материальных затрат. Нынешние родители быстро забыли, как сами поступали. Поехал в Новосибирск, сдал экзамены, не прошёл. Садишься на поезд и мчишься в Томск или Барнаул и там снова сдаёшь. Скольких нервов и денег это стоило? Во-вторых, надо различать ЕГЭ в 11 классе и ГИА в 9 классе (сейчас он называется ОГЭ). И с критикой последнего я отчасти согласна.

К примеру, до 11 класса из 90 девятиклассников дойдут лишь 25 человек — как правило, это дети мотивированные, нацеленные на поступление в вуз, заинтересованные в высоких результатах. А в 9 классе учатся все подряд — и класс коррекции, и необучаемые дети, и отстающие в развитии и т. п. Есть и такие, кто ходит на все уроки, делает домашние задания, родители нанимают им репетиторов, а результата нет. Например, мы три года учим деепричастные обороты, подписываем сверху «д. о.», а девятиклассница пишет на слух «дэу» — как марку машины. Она, может, выучится на повара или швею и станет классным специалистом. И ей не нужно учить неподъёмные для неё тонкости языка или математики. Поэтому я за то, чтобы экзамены в 9 классе можно было сдавать и в традиционной форме в школе, своему учителю, и в форме ГИА — для тех, кто собирается в 11 класс.

Курс балла в рублях.

— Если выпускник не сдаёт экзамен, то он теряет возможность поступить в вуз в этом году. А что теряет учитель?

— Он лишается части премии в течение всего следующего учебного года. Так, максимальное количество баллов в оценочном листе за ЕГЭ — 15. В прошлом году один балл стоил 200−300 руб. (в этом — 100 руб.), т. о. премия по индикатору ЕГЭ могла доходить до 5 тыс. руб. Условно говоря, если ученики сдавали экзамены хорошо, то педагог получал 25 тыс. руб., если нет — то только 20 тыс. руб.

— К слову о зарплате школьных учителей: по данным Кемеровостата, в 2014 г. в Кузбассе она составляла 27 тыс. руб. Это выше, чем средние заработки по области. Вы получали такие деньги?

— Получала до сентября прошлого года. Но это за нагрузку в 33 часа в неделю! А ставка — 18 часов в неделю, т. е. эти деньги можно было получить, если нагрузка почти в два раза выше нормы. Когда озвучивают такую зарплату педагогов, то люди начинают судачить: мол, рабочие на заводах меньше получают. Но они-то отработали две смены, а потом отдыхают два дня. Учитель же за эти деньги работает шесть дней в неделю, с 8 до 18 часов, потом приходит домой, готовится к урокам, проверяет тетради.

Т.е., чтобы иметь эти деньги, учитель живёт в школе. А с сентября при такой же нагрузке я стала получать 19−20 тыс. руб. И все коллеги отмечают, что заработки снизились на 5−7 тысяч. С чем это связано — с экономией бюджета или кризисом — не знаю. Но люди, которые, как я, планировали доходы и расходы, залезли в кредиты, теперь еле сводят концы с концами. Я, например, первые месяцы вечерами мыла гардероб, потом взяла репетиторство.

Штрафники и бюрократы.

— В прошлом году, когда мой ребёнок заканчивал 4 класс и тоже сдавал выпускные экзамены в форме тестов, у меня сложилось впечатление, что всё второе полугодие дети только тем и занимались на уроках, что расставляли галочки. Учителя уже не сеют «разумное, доброе, вечное»?

— Всё зависит от педагога. Один на уроке учит расставлять галочки. А другой глубоко изучает предмет с детьми, и для него тест — это результат работы, а не цель. Однажды на собрании пожилая заслуженная учительница отчитала коллег: «Да что вы за учителя такие стали? Где ваши ноги? Где ваши глаза? Сидите, уткнулись в компьютеры, не видите ни класс, ни детей!» Многие обиделись, зафыркали. А я считаю, что она права. Нас превратили в менеджеров, чиновников! Завалили кучей бумаг. Правда, не дали оргтехнику, как менеджерам, и неприёмный день для работы с документами и пятидневку, как чиновникам.

Но самое страшное, что за бумажкой мы перестали видеть ребёнка. Некоторые действительно позволяют себе дать задание и сидеть за компьютером. По мне, так лучше бумажку не сдать, но чтобы сидеть на уроке — боже упаси. Правда, такие и ходят всю жизнь в штрафниках. А если я соберусь с классом в музей или театр, то надо десять запросов сделать и двадцать бумаг собрать. И ещё неизвестно, отпустят ли. Пока всё оформишь, то желание куда-то идти пропадёт. Так мы потеряем детей. Всё больше педагогов будет встраиваться в систему. А куда деваться? Каждому охота жить, работать, кормить семью.

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 деньподписки за59рублей
Оплатите подписку, чтобы читать все комментарии и участвовать в обсуждении новостей