Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Подозреваемая в убийстве Ким Чон Нама «думала, что это розыгрыш»Гражданка Индонезии заявила, что ей якобы заплатили 400 малайзийских ринггитов (около 90 долларов США), чтобы она "подшутила над Ким Чон Намом"
16 апреля 2015, источник: Газета.Ру

Семь тысяч смертей за семь минут

16 апреля 1945 года произошла одна из крупнейших в истории катастроф на море — советская подлодка торпедировала немецкое судно «Гойя», в результате чего погибли около 7 тыс. человек.

Война на море еще со времен Первой мировой отличалась бескомпромиссностью и жестокостью. Тогда Германия вела «неограниченную подводную войну» и топила все суда без разбора вопреки требованиям Гаагской и Женевской конвенций. Не особо изменилась ситуация и во время Второй мировой войны. Вот только тогда ответ немцам были готовы дать и другие участники боевых действий. В феврале «Газета.Ru» рассказывала, как советская подводная лодка под командованием Александра Маринеско потопила немецкий круизный лайнер «Вильгельм Гюстлофф» с беженцами и военными.

И если о числе погибших в той атаке по-прежнему ведутся споры, то история уничтожения немецкого транспортника «Гойя» подобных вопросов не вызывает: в результате атаки погибли около 7 тысяч человек.

Грузовое судно «Франсиско де Гойя» было построено в Норвегии в 1940 году. Оно было названо в честь великого испанского художника и гравера и успело поработать целых два года, прежде чем его реквизировали представители Кригсмарине — военно-морских сил Третьего рейха. Изначально нацисты использовали корабль в качестве вспомогательного транспорта для подводных лодок, благо водоизмещение судна составляло 5430 брутто-регистровых тонн. В 1943 году из «Гойи» попытались сделать плавучую базу для Кригсмарине, однако от этой идеи быстро отказались — комфортно разместить кого-либо на грузовом судне было довольно сложно. Поэтому корабль отогнали в литовский город Клайпеда, где немецкие подводники практиковались на нем в стрельбе учебными торпедами.

Так и продолжалось вплоть до 1945 года. Вспомнили о «Гойе» лишь в первые месяцы 1945 года, когда остро встал вопрос о необходимости эвакуировать немецких граждан из Восточной Пруссии в виду наступления Красной армии.

Эта операция получила название «Ганнибал», а участие в ней, помимо «Гойи», приняли несколько кораблей, в том числе «Вильгельм Гюстлофф» и «Генерал Штойбен», которые были потоплены Александром Маринеско. Предполагается, что были уничтожены 163 корабля, принимавшие участие в этой операции. Погибли, соответственно, порядка 40 тыс. человек, среди которых были как беженцы, так и военные. К середине апреля 1945 года «Гойя» успел эвакуировать около 20 тыс. человек в четыре ходки.

16 апреля судно находилось в Данцигской бухте и принимало на борт тех, кто должен был быть эвакуирован, но тут налетела советская авиация: одна из бомб и вовсе попала на палубу, нанеся ей повреждения в районе носа судна. Люди продолжали пытаться попасть на борт даже после этого, потому что в порту ходили слухи о том, что корабль будет последним. Таким образом, на борту находились около 7 тыс. человек, причем порядка 2 тыс. из них точно были военными.

Изначально корабль должен был отправиться в польский город Свиноуйсьце, однако в нем и так было слишком много беженцев, поэтому было решено плыть в Копенгаген.

Вместе с «Гойей» плыли еще два небольших транспортных корабля и два минных тральщика. Все бы ничего, но выход из бухты к тому моменту на протяжении почти недели патрулировала советская дизель-электрическая минно-торпедная подводная лодка Л-3 «Фрунзевец». К моменту встречи с «Гойей» уже стемнело, поэтому подлодка всплыла, а затем, идентифицировав саму крупную из целей, — выпустила по ней две торпеды. Этой целью оказался транспортник «Гойя», который в течение 7 минут затонул. Перед этим он просел и раскололся на две части. Многие люди погибли уже в результате попадания торпед. Кроме того, на грузовом судне не было обязательных для кораблей пассажирских переборок между отсеками.

Спастись смогли только 183 человека.

Подводная лодка Л-3 смогла погрузиться и покинуть район Данцигской бухты. Ее капитану Владимиру Коновалову было присвоено звание Героя Советского Союза, а впоследствии он дослужился до звания контр-адмирала. От принесшей ему славу подводной лодки после утилизации осталась одна лишь рубка — сама Л-3 была утилизирована в 1971 году. На протяжении нескольких лет она находилась в Прибалтике, а после развала СССР была перевезена в Россию и сейчас находится на Поклонной горе.

Автор: Владимир Гелаев

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 деньподписки за59рублей
Оплатите подписку, чтобы читать все комментарии и участвовать в обсуждении новостей