Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
16 апреля 2015, источник: Русская служба Би-би-си

Мединский в Псковском драмтеатре: о худсоветах и цензуре

15 апреля министр культуры России Владимир Мединский встретился с труппой Псковского драмтеатра. Накануне министр получил письмо, из которого узнал, что актёры не хотят «быть заложниками амбиций и политических предпочтений режиссёра».

15 апреля министр культуры России Владимир Мединский встретился с труппой Псковского академического драматического театра. Накануне министр получил письмо, из которого узнал, что актёры не хотят «быть заложниками амбиций и политических предпочтений режиссёра».

Речь шла о псковском проекте Варвары Фаэр из московского Театра.doc. После скандала спектакль «Банщик», с прапорщиком и проститутками, псковичи, вероятно, уже не увидят. На сцене Псковского драмтеатра был разыгран другой документальный спектакль — не только на основе реальных событий, но и в режиме реального времени.

До этого спектаклей в технике вербатим (или документальный театр) в Пскове не ставили. Варвара Фаэр начала работать с псковской труппой по приглашению худрука Василия Сенина. Сенин, в свою очередь, в 2013 году приехал в Псков по приглашению губернатора региона Андрея Турчака, чтобы возглавить Псковский академический театр драмы им. Пушкина после масштабной реконструкции.

К провинциальному театру, который много лет варился в собственном соку, Василий Сенин подошел с той же планкой, как к любому московскому или питерскому. Его отношения с труппой, особенно её заслуженной частью, складывались непросто, а с местной прессой — ещё сложнее; были и анонимки с угрозами, и негатив в СМИ.

Но за полтора театральных сезона 2014−15 годов псковичи увидели десятки спектаклей лучших театров России — от Таганки и Александринки до театра «А. Р. Т. О» и «Красного факела». В Псков приезжал шекспировский «Глобус», Чеховский фестиваль, «Золотая маска» и Manhattan Short. Состоялись несколько международных проектов. Псковский драмтеатр восстановил и дополнил собственный репертуар. У театра появился новый сайт, аккаунты в соцсетях и онлайн-продажа билетов. А главное, пришли новые зрители.

Но в 2015 году концепция поменялась. По решению губернатора было создано Концертно-театральное объединение, куда вошли драмтеатр, филармония и театр кукол; возглавил структуру кинорежиссёр и продюсер Дмитрий Месхиев. 18 марта Василий Сенин ушел со своего поста по собственному желанию.

Конфликт вокруг спектакля «Банщик» разгорелся в ситуации, когда в театре нет ни художественного руководителя, ни сильного директора (в статусе и.о. учреждение возглавляет Татьяна Мартынова). Как заметил собеседник в администрации театра, нет никого, чьё мнение Варвара Фаэр могла бы считать для себя авторитетным.

Как результат — вместо профессионального разговора состоялся политический.

Таинственное письмо

Письмо от псковских актёров пришло Мединскому как нельзя вовремя: он как раз собрался посетить Псков, чтобы торжественно открыть отделение Императорского Православного Палестинского общества и пообещать денег Снетогорскому монастырю.

Кем именно написан текст послания, корреспонденту Би-би-си не смогли сообщить ни актёры, ни администрация театра.

«Мне его предоставили», — прокомментировала и.о. директора театра Татьяна Мартынова. Заслуженный артист России Сергей Попков признался, что редактировал уже готовый текст. Также никто не смог сказать точно, кто отдал письмо журналистам. Варвара Фаэр узнала о письме из сообщений СМИ.

Зачем городу с тысячелетней историей, с культурными, религиозными традициями – зачем нам эта провокация? Зачем нас изнутри взрывать?"
Сергей Попков, заслуженный артист России

Достоверно известно, что письмо появилось после прогона, инициированного и.о. директора, поскольку «немного была непонятна ситуация вокруг спектакля». На прогон (в другой версии — читку пьесы) пришли, в том числе, актёр Сергей Попков и председатель псковского отделения Союза театральных деятелей России Юрий Новохижин. «Банщик» им категорически не понравился, о чём они не замедлили сообщить. После дискуссии несколько человек попросили освободить их от работы над спектаклем.

Если верить письму, неприятие вызвали откровенные монологи с ненормативной лексикой и обнаженная натура. Если верить оставшимся в проекте актёрам, ни того, ни другого в спектакле нет. Но есть «более опасные вещи».

Не ради скандала

«Мы, Владимир Ростиславович (Мединский — прим ред.), категорически не хотим скандала. Мы сделали это из-за того, что сейчас театральные подмостки начинают превращаться в сцены для политических ситуаций», — начал «честный доверительный разговор» Дмитрий Месхиев. Рядом с ним на сцене сидели министр Мединский и губернатор Турчак.

«Исходя из того, что творилось на этой сцене, каков был текст, вкладываемый актёрам в уста, мы написали письмо» — Дмитрий Месхиев говорил про «Этюд с появлением царя-карлика и народа». В пьесе он описывается следующим образом: «Народ коронует карлика, карлик плюет им в лицо, народ за это водружает его на трон и следует ритуал целования в зад». Со слов Месхиева, львиная доля актёров, занятых в спектакле, считают подобные вещи недопустимыми.

К тексту «Банщика», возможно, и правда есть сугубо профессиональные претензии. Даже горячо защищавшая проект актриса Женя Львова упомянула, что у неё самой «есть какие-то вопросы к режиссёру». О качестве пьесы начал было говорить и Сергей Попков, отметив, что спектакль статичный, без развития сюжета и ярких характеров. Но всё это затерялось на фоне деталей, свидетельствовавших о «либеральных взглядах» Фаэр.

Если мы хотим, чтобы люди системно стали лучше, то мы должны показывать им лучшие примеры"
Владимир Мединский, министр культуры России

«И вдруг совершенно немотивированно, в гротескном плане вылезает персонаж карлика, которого наряжают и делают королем с намёком на нашего президента! Которого подобострастно целуют во все места! — возмущался Попков. — Зачем это нам для Пскова? Зачем городу с тысячелетней историей, с культурными, религиозными традициями — зачем нам эта провокация? Зачем нас изнутри взрывать?».

«Я вижу в этом политику. Нас не могут взять военным путем, нас не могут экономически задавить — нас хотят взорвать изнутри, культуру нашу, язык!».

Актёр шокировал публику известием, что «Театр.doc уже в Александринку залез». «Я вижу в этом осознанную политику Запада, чтобы всё это взорвать у нас. Надо защищаться как-то».

Метод защиты был представлен министру культуры в самом начале встречи. Ещё до того, как ужасы «Банщика» стали очевидны собравшимся, Месхиев предоставил слово Виктору Яковлеву — актёру, который часто конфликтовал с Василием Сениным.

Для затравки Яковлев задался вопросом, может ли творческий коллектив принимать участие в своей судьбе: «Ведь обсуждают все — и меньше всего спрашивают актёров». Отсюда родилась «беспрецедентная для современного театра» идея: «А что если мы всё-таки сделаем худсовет? Причём мы его сами выберем. Мы ему доверим право не решать, но выражать наше мнение».

Цензура и зоофилия

«Это не цензура?» — уточнил Андрей Турчак.

«Я считаю, что нет. Я не понимаю, что значит цензура. Цензура — это прежде всего совесть художника», — успокоил его Попков.

Художественный совет, по версии псковских актёров — это страховка на случай, «если нет стержней нравственных, нет самоцензуры». Отличный фильтр для спектаклей типа «Банщика», новосибирского «Тангейзера», а пожалуй, даже и «Графа Нулина», с которого Сенин начал свою карьеру в Пскове.

Владимир Мединский сказал, что многие руководители театров считают худсоветы помехой для творчества. Однако: «То, что подобная инициатива звучит от коллектива, наверное, позволяет по-другому взглянуть на эту проблему».

Удобно, если рамки допустимого в театре установит не чиновник, а худсовет по инициативе снизу. Театр же «должен нести добро, свет», «оставлять людям надежду», говорили актёры из псковской труппы.

Министр нашёл свои аргументы: «Если мы хотим, чтобы люди системно стали лучше, то мы должны показывать им лучшие примеры». Если же показывать худшие примеры, то и жизнь, дескать, станет ещё хуже. Мединский со знанием дела рассказал, как «сделать нормой самое кощунственное»: «Потихонечку, потихонечку планочка снижается, а потом раз уже — и зоофилия становится нормой». Уж лучше худсовет.

«Я обязательно поговорю с Союзом театральных деятелей, мы посоветуемся с нашими коллегами в министерстве, в каком плане мы могли бы эту идею, полностью либо частично, поддержать», — резюмировал обсуждение министр.

Поспорить тут было некому — худрука в Псковском драмтеатре нет уже месяц, Варвара Фаэр на встречу не пришла. После случившегося режиссёр не считает возможным продолжение работы над спектаклем, хотя официально премьера уже назначена на 14—15 мая. У «Банщика», к тому же, выявилась ещё одна — на этот раз концептуальная — проблема.

Исполнитель главной роли Максим Плеханов сорвал аплодисменты откровенным признанием: монологи своего героя он выдумал сам. Искать человека, встречаться с ним, расшифровывать его рассказ, как требует документальный театр — актёр просто не нашёл времени.

Банщик Леонид, единственный, кто не ругался матом и говорил о любви, оказался полностью вымышленным персонажем. Положительный герой, вокруг которого Варвара Фаэр выстроила документальную пьесу о Пскове, на самом деле не существует.

Светлана Прокопьева, для Русской службы Би-би-си, Псков

BBC В данном материале на законных основаниях могут быть размещены дополнительные визуальные элементы. "Русская служба Би-би-си" не несет ответственности за их содержимое.
Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 деньподписки за59рублей
Оплатите подписку, чтобы читать все комментарии и участвовать в обсуждении новостей