Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
29 мая 2015, источник: Газета.Ру

Старые правила по новым ценам

Несмотря на ужесточение требований к российским автошколам, которое привело к двухкратному росту стоимости их услуг, фактическое обучение и прием экзаменов ГИБДД до сих пор ведутся по прежним методикам. Программы обучения на новые категории созданы в сжатые сроки, но применять их нет возможности, поскольку МВД РФ затягивает процесс утверждения проекта административного регламента, который официально зафиксирует процедуру проведения экзаменов.

О проблемах, с которыми приходится сталкиваться российским автошколам «Газете.Ru» сообщил председатель правления НП «Гильдия автошкол» Сергей Лобарев.

По его словам, окончательное утверждение нового административного регламента МВД по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений автошколы ждали в мае, но этого так и не произошло.

Между тем выдача водительских прав нового образца ведется в ГИБДД уже с 1 апреля 2014 года. Число категорий и подкатегорий тогда было увеличено до 16. Среди прочих новшеств — возможная сдача экзамена на «автомате» и запрет на экзамен после самостоятельного обучения.

«Люди оказались неплатежеспособны»

Новые требования к российским автошколам действуют с 12 августа 2014 года. К примеру, преподаватели теперь должны иметь высшее образование, а на территории автошколы в обязательном порядке должна быть столовая. Самым главным ударом стала необходимость иметь при школе учебную площадку размером не менее 0,24 га, что на данный момент смогли позволить себе не более 40% автошкол по всей России.

«В настоящее время из 11,4 тыс. автошкол по всей России только 4,9 тыс. смогли пройти переаттестацию и приступить к своей деятельности, — рассказал Лобарев «Газете.Ru».

Получается, что порядка 60% не смогли пройти проверку ГИБДД на соответствие материально-технической базы — для них новые требования оказались невыполнимыми.

Отметим, что оставшимся на рынке автошколам, чтобы закупить оборудование и переоснастить классы пришлось существенно поднять стоимость обучения. На данный момент в столице за обучающие курсы придется отдать 40−45 тыс. рублей и цены постоянно растут. Это, по словам эксперта «Газеты.Ru».

привело не только к резкому снижению желающих посещать автошколы и учиться мастерству вождения, но и развитию коррупции.

«Если в прошлом году в столице работало 350 автошкол, то сейчас их не более 150 и очередей на запись в них нет- люди оказались неплатежеспособны, — говорит Лобарев. — Если раньше можно было выучиться за 10−15 тыс. рублей, пройти обучение экстерном, то сейчас это невозможно. В регионах ситуация еще сложнее — количество школ резко сократилось.

И такое положение дел это будет вынуждать людей другие ходы — уже сейчас слыша цену 40−45 тыс. рублей, люди признаются, что за 50 тыс. рублей найдут возможность, чтобы им эти водительские права привезут на блюдечке.

Такого этого элемента быть не должно, но получается, что и корочку об обучении можно получить дешевле. На этом попадались и автошколы и представители ГИБДД.

При всем этом Любарев обращает внимание, что изменение ситуации, когда обучение в автошколах и прием экзаменов ведется по старой системе, пока не предвидится. Все упирается в до сих пор не утвержденный административный регламент МВД.

Затянувшееся обсуждение

Напомним, что проект регламента был размещен на Едином портале размещения информации в начале марта и до сих пор проходит процедуру общественного обсуждения. Согласно документу, заметно изменилась методика прохождения теоретического экзамена, который стал заметно строже.

К примеру, кандидатам в водители, допустившим одну ошибку или в отведенное время не ответившим на один вопрос, предоставляется возможность в течение 5 минут ответить на 5 вопросов одного дополнительного тематического блока. В случае если водитель ошибся два раза, то ему придется в совокупности ответить на 10 дополнительных вопросов. Напомним, что ранее при сдаче экзамена допускалось две ошибки, а дополнительных «штрафных» вопросов не предусматривалось.

В практическую часть внесены еще более существенные изменения. Так, вместо прежних 10 различных заданий, предполагается, что кандидатам придется проходить 17 возможных тестов.

Срок проведения экзамена у одного кандидата в водители не должен превышать 20 минут. Отметим, что новшества в обоих этих направлениях были подвергнуты критике со стороны «Гильдии автошкол». Так, после личного тестирования новых требований к прохождению площадки преподавателями автошкол, эксперты пришли к выводу, что некоторые упражнения, предлагаемые для сдачи экзамена кандидатам в водители, не смогли выполнить даже профессионалы.

А ради нового упражнения «Скоростное маневрирование», которое добавили в регламент, длина площадки должна составлять не менее 90 м и далеко не все автошколы ими обладают. При этом, по оценке «Гильдии Автошкол», это упражнение не только не улучшает навыки кандидата в водители, но и представляет для него опасность при выполнении в установленное время.

Сам документ, по оценке экспертов, нуждается в совершенствовании и доработке. Было предложено обратиться в МВД РФ с просьбой для его совершенствования внести пояснения и уточнить ряд пунктов административного регламента, но никакого ответа со стороны ведомства пока не поступило.

«Программы обучения мы создали, хотя никаких критериев, которыми должны обладать водители, не были созданы, — рассказывает Лобарев, — В итоге из 190 часов обучения — всего 30% практики. Как можно у доски объяснять восемь часов, как проезжать пешеходный переход? Нужно добавлять больше психологии, учить водителей смотреть в глаза людей, чувствовать скрытую опасность, примечать детскую коляску, которая вот-вот окажется на дороге. Мы ждали этих реформ несколько лет, но в итоге выпущенные программы, как и эксперты, которые присутствовали при их создании, вызывают сомнения. Там не было ни одного директора автошколы, были в основном производители пособий и медицинских тренажеров, детских юношеских школ. А к нашим предложениям не прислушались. А теперь появляется административный регламент, который снова переворачивает все с ног на голову, опять новые требования к автошколам и к педагогам».

Между тем, вице-президент Федерации объединений автошкол России Владимир Чуков считает, что автошколы все-таки начали работать с использованием новых программ обучения. Только дело в том, что по духу и содержанию они не отличаются коренным образом от прежних программ.

«В данный момент автошколы работают по новым программам и ГИБДД проверяет, насколько рабочие программы автошкол соответствуют нормативным и только после этого дают разрешение на их деятельность, — рассказал Чуков «Газете.Ru». — Осталось только дождаться регламента по приему квалификационных экзаменов. От него, от того насколько высоко будет установлена планка при приеме экзаменов, и будет зависеть качество подготовки водителей. Что касается методов приема теста, то ничего кардинального в этом регламенте не будет. Будут усовершенствования, поменяются фигуры, ужесточатся требования. Но все это строится в соответствии с Международным соглашением о приеме квалификационных экзаменов.

Эксперт отмечает, что введение нормативов для автошкол проходило слишком быстро, при этом на рынке удержались и неблагонадежные организации.

«Я надеялся, что все эти нововведения поспособствуют уходу с рынка тех организаций, которые занимаются демпингом, не готовят водителей, а торгуют справками, но этого не случилось, — признается Чуков. — Немножко изменились финансовые потоки, но в итоге все осталось по-прежнему.

А затраты водителей возросли. Ведь как только ГИБДД получает возможность что-либо контролировать и разрешать, то это определенным образом сказывается на цене подготовки водителей.

И очень неправильно, что от всех этих проблем дистанцировался Рособрнадзор.

Реакция МВД

Замначальника ГИБДД России генерал Владимир Кузин заявил «Газете.Ru», что в МВД точно также ждут принятия административного регламента.

«Все идет в нормальном порядке, в соответствии с регламентом подготовки нормативных актов, — отметил Кузин. — В какие сроки он выйдет, я не могу прогнозировать. В мае автошколы не дождались регламента потому что он не готов, он дорабатывается. Нужно ждать и надеяться, что он выйдет в ближайшее время, но конкретных сроков сейчас никто не назовет. Процесс приема экзаменов продолжается и никаких издержек в этой части нет».

Автор: Алина Распопова

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 деньподписки за59рублей
Оплатите подписку, чтобы читать все комментарии и участвовать в обсуждении новостей