Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
30 мая 2015, источник: Деловая газета ВЗГЛЯД

В Роскосмосе назвали причину аварии «Протона»

Российское космическое агентство завершило расследование обстоятельств крушения ракеты-носителя «Протон-М». Причиной ЧП стал отказ двигателя третьей ступени, причем, авария носит не производственный, а конструктивный характер. Выяснилось, что ошибка закралась в расчеты еще в конце 1980-х. Роскосмос уже сделал выводы, с одним из конструкторов решено не продлевать контракт.

Авария

Авария ракеты-носитель «Протон-М» 16 мая связана с отказом двигателя третьей ступени, сообщил глава Роскосмоса Игорь Комаров.

«Причина нештатного завершения полета “Протона-М” — отказ рулевого двигателя третьей ступени из-за повышенных вибронагрузок», — приводит его слова ТАСС.

Причем, как уточнили в Роскосмосе, причина аварии носит не производственный, а конструктивный характер, и связана она с ротором двигателя третьей ступени.

«Были проведены дополнительные мероприятия, чтобы оценить, каким образом возможно скорректировать балансировку ротора агрегата. Были проведены еще мероприятия, направленные на то, чтобы убедиться, что-то, что мы делаем, верно, и когда пошла работа данной комиссии, мы нашли, что причина, вообще-то, носит не производственный характер, а конструктивный», — пояснил первый заместитель руководителя Роскосмоса Александр Иванов.

Комаров в свою очередь сообщил, что двигатели всех ракет-носителей «Протон» после аварии были перебраны на предприятии-изготовителе, передает РИА «Новости».

В то же время генконструктор Центра им. Хруничева, изготовившего ракету-носитель, Александр Медведев рассказал, что конструктивный недостаток, который привел к гибели ракеты «Протон-М», стал причиной аналогичной аварии еще в 1988 году.

«Как мы понимаем, агрегат “болел” давно, с 1988 года», — сказал он.

Причиной аварии «Протона-М» 16 мая стало разрушение подшипника двигателя третьей ступени, в свою очередь уточнил источник, близкий к межведомственной аварийной комиссии.

«Его (подшипника) разрушение стало следствием повышенных вибраций ротора, возникших при работе двигателя третьей ступени», — приводит слова источника «Интерфакс».

Аналогичная авария, когда также разрушился подшипник третьей ступени, с ракетой данного типа имела место около года назад, добавил он.

Меры

«Дисциплинарные и административные меры будут приниматься, когда решения будут приняты, вы о них узнаете», — пообещал глава Роскосмоса Игорь Комаров.

«Дату следующего запуска ракеты-носителя “Протон-М” Роскосмос сообщит в течение июня 2015 года», — добавил он.

Дисциплинарные и административные меры за аварию ракеты «Протон-М» коснутся генконструктора — гендиректора Конструкторского бюро химавтоматики Владимира Рачука, сообщил высокопоставленный источник «Коммерсанта» в Роскосмосе.

Действие контракта Рачука прекратилось 30 апреля, и продлевать его руководство агентства не собирается. «На предприятии надо многое менять, но доверено это будет другому человеку», — сообщил источник.

Напомним, что КБХА производит двигатели для российских ракет-носителей. На его главу в феврале уже завели уголовное дело — Рачука подозревают в причинении ущерба в размере более 80 млн рублей.

Кстати, по мнению главы Минкомсвязи Николая Никифорова, именно Роскосмос должен нести ответственность за аварийный пуск в части возмещения ущерба за срыв сроков запуска спутников.

«За все должна быть ответственность. Если производитель сдает нам спутник позже срока, платит штраф в размере упущенной выгоды от использования этого спутника, если у Роскосмоса сдвиг запусков “Протонов”, но он должен не просто разобраться с “Протонами”, но и оплатить нам ущерб», — заявил министр.

По его словам, последняя авария с «Протоном-М», несущим мексиканский спутник связи, приведет к сдвигу запусков российских телекоммуникационных аппаратов на два-три месяца.

Вверх ногами

Добавим, что накануне Следственный комитет России завершил расследование аварийного пуска ракеты-носителя «Протон» с блоком из трех космических аппаратов «Глонасс-М», состоявшегося в июле 2013 года.

Выяснилось, что сотрудники ГК НПЦ имени Хруничева, которые названы поименно, установили «вверх ногами» датчики угловых скоростей, а представитель Минобороны не проверил это.

Фигурантами уголовного дела стали сотрудники ГК НПЦ им. М. В. Хруничева: электромонтажник специзделий Денис Гришин, мастер Александр Николаев и контролер Диана Гудкова. Им предъявлены обвинения в нарушении правил безопасности при ведении иных работ, то есть по ч. 1 ст. 216 УК РФ. Кроме того, обвинение по ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность) предъявлено начальнику 1653-го военного представительства Минобороны России Марату Насибулину.

Уже в этом году, 16 мая при запуске ракеты-носителя «Протон-М» с мексиканским спутником MexSat-1 произошла новая нештатная ситуация, в результате космический аппарат был утрачен. Примерно на 500-й секунде полета двигатели третьей ступени отключились, после чего последовало разрушение ракеты-носителя.

На прошлой неделе вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что по итогам проверки в государственном космическом научно-производственном центре (ГКНПЦ) имени Хруничева возбуждено восемь уголовных дел по факту махинаций, общий ущерб от которых превысил 9 млрд рублей.

Также он обвинил руководителей предприятий космической отрасли в моральном разложении и возмутился низкими зарплатами в Центре имени Хруничева.

«Когда я впервые приехал в Центр Хруничева, я узнал, что зарплата составляет 25 тысяч рублей. Какое качество мы можем требовать? На предприятии в основном работают молодые люди из дальнего Подмосковья, которые живут в общежитии. Если мы не поднимем зарплату на предприятии, никакого качества мы не получим», — заявил вице-премьер.

В то же время эксперты неоднократно высказывали газете ВЗГЛЯД мнение, что аварии старых, проверенных временем аппаратов, случающиеся в последние годы, связаны не с конструктивными недоработками, а с браком на производстве.

Это, в свою очередь, связано с кадровыми проблемами, накапливающимися с 90-х годов: во-первых, в те годы молодые специалисты не шли на предприятия, во-вторых, сейчас, как упоминал Рогозин, в отрасли низкие зарплаты и, как следствие, низкая квалификация работников, и в-третьих — работа на предприятиях космической промышленности с начала 90-х и до сих пор не считается достаточно престижной, чтобы туда шли лучшие из лучших.