Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
30 мая 2015, источник: Российская газета

Ушел выдающийся российский оперный режиссер и педагог Георгий Ансимов

Народный артист СССР, знаменитый оперный режиссер, более полувека работавший на сценах Большого театра и Московского театра оперетты, выдающийся педагог, профессор ГИТИСА (РАТИ), из мастерской которого вышли ведущие оперные режиссеры России, Георгий Павлович Ансимов скончался, не дожив до своего 93-летия несколько дней.

Источник: «Российская газета»

Георгий Павлович ушел из жизни после продолжительной болезни 28 мая. В Москве в час его смерти разразилась гроза, а в знаменитом музыкальном театре Геликон-опера, созданном его учеником Дмитрием Бертманом, как раз проходила торжественная церемония награждения только что названных международным жюри лауреатов Второго конкурса молодых оперных режиссеров «НАНО-ОПЕРА». И так совпало, что в этот вечер один талантливый ученик Георгия Ансимова, председатель жюри конкурса Дмитрий Бертман, награждал другого талантливого ученика Георгия Ансимова — Андрея Цветкова-Толбина, артиста Камерного театра Б. А. Покровского, выигравшего этот сложнейший конкурс. Оба они вспомнили о своем учителе в этот вечер, переживая за состояние его здоровья, и не знали, что идут уже последние минуты его жизни.

Судьба Георгия Павловича Ансимова была необычной, выдающейся во всех смыслах. Он родился 3 июня 1922 года в семье священника Павла Ансимова, протоирея, репрессированного и расстрелянного вместе с тысячами священников и мирян 21 ноября 1937 года на Бутовском полигоне. В 2005 году отец Павел был причислен к лику святых Новомучеников Российских, и в последние годы жизни Георгий Павлович молился иконе своего отца. Памяти его Георгий Павлович написал книгу воспоминаний «Уроки отца», где рассказывал о служении своего отца, выпавшем на годы самой страшной травли коммунистами церкви. Об атмосфере своего детства, о том, как издевались над ними: «И мелом писали на рясе, и кидали гнилыми фруктами, и оскорбляли, кричали: «Поп идет с поповичем». О том, как жили в постоянном страхе, как от отца требовали снять сан, и он решительно отвечал: «Нет, я служу Богу». Георгий Павлович, спустя годы, проявлял ту же твердость, не вступив, хотя это было требованием для советской карьеры, ни в ВЛКСМ, ни в Компартию. И судьба его поберегла — возможно, через эту страшную «жертву» мученичества отца. Ему, сыну репрессированного священника, вопреки всем догмам сталинского режима, повезло стать тем, кем он стал — режиссером с выдающейся судьбой.

Сначала он поступил в Вахтанговскую школу к знаменитому Борису Щукину — это было за два года до войны, а когда она началась, Георгий Павлович пошел военкомат. Но его, начинающего артиста, отправили не на фронт, а в ополчение: рыл окопы на Можайском направлении, выступал в воинских частях, в госпиталях. Всю жизнь потом помнил то невыносимо страшное и трагическое, что видел тогда и переживал. После войны Георгий Павлович попал в Театр Сатиры, а оттуда — в ГИТИС, на только что открывшийся курс музыкальных режиссеров под руководством Бориса Александровича Покровского. Это был счастливый зигзаг судьбы.

И творческая жизнь его оказалась тоже на редкость счастливой: он дебютировал на сцене Большого театра, поставив дипломный спектакль — оперу «Фра-Дьяволо» Даниэля Обера. Именно в этом спектакле сыграл свою последнюю роль Сергей Лемешев. Легендарный тенор «благословил» молодого Ансимова, приехав к нему на защиту диплома в ГИТИС и завещав ему беречь оперных артистов. Эту заповедь — любить артиста на сцене — Георгий Павлович пронес через всю свою жизнь, передавая ее своим ученикам. И сегодня, если спросить любого из них, что главное в работе над оперным спектаклем, все они ответят — любить и уважать артистов. И эта любовь к людям, творящим спектакль, к авторам, к персонажам, к партитуре, стали ключом Ансимова для входа в огромный оперный мир.

Георгий Павлович Ансимов поставил десятки спектаклей на сцене Большого театра, среди которых «Русалка», «Золотой петушок», «Иоланта» и др., он был единственным в мире постановщиком всех опер Сергея Прокофьева, в том числе и «Повести о настоящем человеке, на мировой премьере которой присутствовал ее реальный герой — летчик Алексей Маресьев. Многие десятилетия Георгий Павлович строил репертуар в Московском театре оперетты — «Орфей в аду», «Девичий переполох», «Летучая мышь», «Москва — Париж — Москва», «Фиалка Монмартра», «Золотые ключи» и т.д., поставив на этой сцене впервые в СССР (в 1966 году) «Ветсайдскую историю» Леонарда Бернстайна. Как и Борис Александрович Покровский, он был режиссером, активно востребованным в советское время и за рубежом. Он ставил спектакли в Китае, Корее, Японии, Чехословакии, Финляндии, Швеции, Америке. Всего за свою творческую жизнь он поставил их более ста, а метод свой определял сам как «настоящий реализм», суть которого — не подражание, а «желание раскопать глубину авторского замысла».

Именно этот свой метод он передавал своим ученикам в ГИТИСе, где преподавал с 1971 года. В 1984 году он возглавил вслед за Борисом Александровичем Покровским кафедру музыкального театра — самую великую «музыкальную кафедру» страны, из которой вышли практически все именитые российские оперные режиссеры, тысячи певцов — солистов оперы, оперетты, мюзикла. В 2003 году Георгий Павлович передал эту кафедру своему ученику Дмитрию Бертману. Но на разных сценах, в разных странах школу Ансимова несут все его ученики, среди которых — Светлана Варгузова, Татьяна Моногарова, Лев Лещенко, Владимир Винокур, Юрий Веденеев и многие-многие другие, в том числе и молодой лауреат конкурса режиссеров «НАНО-ОПЕРА» Андрей Цветков-Толбин. И они все теперь своим творчеством будут продолжать необыкновенную жизнь Георгия Павловича Ансимова в искусстве.

Как стало известно, гражданская панихида по Георгию Павловичу Ансимову состоится в Атриуме Большого театра 1 июня в 10.30 утра.

Отпевание пройдет в Храме Святителя Николая в 13.00 по адресу Бакунинская улица, дом 100. Проезд: от ст. метро Электрозаводская или Бауманская, тролл. 22, 25. Остановка: 1-й Переведеновский пер.
Похороны пройдут в Даниловском монастыре.

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 день подписки от 59 рублей
Оплатить подписку