Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
6 июля 2015, источник: ТАСС

Таксомоторные войны: мобильные сервисы против таксопарков

Противостояние водителей традиционных такси и онлайн-служб вышло на новый этап: во Франции Uber прекратил работу, а таксисты Санкт-Петербурга потребовали запретить мобильные сервисы в городе.

В начале июля таксисты Санкт-Петербурга попросили губернатора Георгия Полтавченко запретить сервисы Uber, GetTaxi и «Яндекс. Такси», поддержать легальных перевозчиков и проверить законность деятельности подобных компаний в городе.

Авторы обращения предупреждают, что бездействие властей «приведет к неминуемому банкротству таксомоторных компаний и исчезновению легального петербургского такси как отдельного вида автомобильного транспорта по экономическим причинам».

Ранее в Париже и в нескольких других французских городах прошли акции протеста водителей «официальных» такси против сервиса Uber, которые переросли в массовые беспорядки.

«В таксомоторном сообществе Санкт-Петербурга активно обсуждается опыт Франции и все чаще звучат призывы поступить точно так же, чтобы добиться реакции властей, и нам приходится тратить большое количество усилий, чтобы не допустить подобных радикальных проявлений в нашем городе», — отмечается в письме питерских таксистов.

История вопроса: мобильные сервисы по заказу такси

До конца 2000-х гг. основными традиционными способами вызова такси были звонок на телефон диспетчерской службы или поиск свободного автомобиля на улице. Увеличение числа пользователей смартфонов послужило стимулом к созданию мобильных онлайн-приложений для систем каршеринга (краткосрочной аренды автомобиля) и онлайн-служб вызова такси в городах, где таксомоторные парки были объединены общей диспетчерской службой.

Компания Uber

В 2009 году американские предприниматели Гаррет Кэмп и Трэвис Каланик основали компанию Uber, создав мобильное приложение для вызова и оплаты такси и услуг частных водителей. Мобильное приложение ищет по запросу ближайшую к пользователю машину, водитель которой зарегистрирован в системе Uber, и сама высчитывает стоимость поездки (по индивидуальному алгоритму для различных городов), которую потом списывает с банковской карты пользователя. Реквизиты банковской карты указываются пользователем при регистрации.

Водители в системе Uber должны удовлетворять ряду требований: быть старше 21 года, иметь новый четырехдверный автомобиль (относящийся к одному из трех классов по комфорту), иметь определенный безаварийный стаж вождения, лицензию на такси или для ведения предпринимательской деятельности. В разных городах и странах требования к водителям могут отличаться. По данным Uber, в среднем водитель получает на свой счет 80% от стоимости поездки, остальные средства являются комиссией сервиса. В России Uber работает в Москве и Санкт-Петербурге, взимая у водителей комиссию в 20%. Общемировая прибыль в 2014 году — более $400 млн.

GetTaxi и «Яндекс-Такси»

Помимо Uber в 2010—2012 гг. появился ряд онлайн-сервисов для вызова такси, которые работали только с таксопарками или индивидуальными таксистами, но не с частными водителями. В России наиболее популярными онлайн-сервисами такого рода являются GetTaxi, который в 2015 году сменил название на Gett, и «Яндекс-Такси».

GetTaxi был основан в ноябре 2010 году израильскими предпринимателями Шахаром Вайзером и Роем Мором. Первоначально работал с таксопарками в Тель-Авиве, с 2012 года активно развивается на российском рынке (в Москве и Санкт-Петербурге).

«Яндекс-Такси» основан в октябре 2011 года поисковой системой «Яндекс». Работает в восьми городах России.

Сотрудничая с таксопарками напрямую, эти сервисы, как правило, берут определенную фиксированную комиссию, а также процент со стоимости предоставленных услуг (по разным источникам, около 9% у «Яндекс-Такси» и до 17,7% у GetTaxi). Абсолютные цифры выручки компании не раскрывают. Как и в случае с Uber, «Яндекс-Такси» и GetTaxi следят за качеством предоставляемых партнерами услуг (в том числе за счет обратной связи от клиентов, которые выставляют оценку водителям после поездки).

По мнению большинства пользователей мобильных приложений, в результате появления этих сервисов клиенты получили возможность быстро вызвать машину без разговоров с диспетчером, при этом время ожидания сократилось до 5−10 минут за счет большого числа подключенных таксопарков или индивидуальных водителей. В свою очередь таксопарки и индивидуальные водители (в случае Uber) получают дешевое подключение к системе диспетчеризации и больший объем клиентов. Рост числа обращений к сервису также позволяет его владельцам проводить ценовой демпинг, снижая стоимость поездок. Это может быть выгодно таксопаркам, так как способствует привлечению новых клиентов и росту общей прибыли.

Судебные иски и акции протеста против Uber за рубежом

За рубежом рост популярности Uber в 2014 году привел к ряду судебных исков к сервису (в частности, от властей Женевы в Швейцарии, штата Калифорния в США и т. д.). Власти городов были против того, что услуги по перевозки по системе Uber выполняют водители, не зарегистрированные как таксисты. В 2015 году во Франции, Германии, Нидерландах и других странах таксисты протестовали против услуги. Причиной стало то, что в этих городах водители Uber нарушали устоявшуюся монополию.

Ситуация в Болгарии

6 июля комиссия по защите конкуренции (КЗК) Болгарии оштрафовала болгарские предприятия, которые предоставляли услуги компании Uber, на общую сумму в €100 тыс.

По мнению КЗК, услуга Uber идентична работе такси, но компании не платят налогов, не приобретают лицензий, не отчитываются о своих доходах, что создает им на рынке незаконные конкурентные преимущества.

Ситуация во Франции

3 июля сервис UberPOP объявил о прекращении работы на территории Франции. Компания объяснила такой шаг «домогательствами и актами агрессии», намекая на беспорядки и акции протеста, организованные французскими таксистами.

Компания обещает принять окончательное решение о возобновлении или же полном прекращении работы на территории страны 30 сентября. В этот день пройдет первое судебное слушание в отношении главы французского подразделения компании Тибо Самфаля и главы отделения в Западной Европе Пьер-Димитрия Гор-Коти. Им, в частности, вменяется в вину организация «нелегальной сети услуг частного извоза» в нарушение действующих во Франции нормативных актов.

Основная претензия французских властей к американской компании заключается в том, что в отличие от официальной службы такси, работа которой строго регламентирована, в Uber может зарегистрироваться любой водитель. Более того, частные таксисты не платят социальных и иных отчислений, предусмотренных трудовым и налоговым законодательствами.

Ситуация в России: требование таксисов запретить онлайн-сервисы

В России в 2014—2015 гг. проходили небольшие акции протестов водителей против политики «Яндекс-такси» и GetTaxi. Таксисты жаловались, что в кризис затраты на покупку, эксплуатацию машин, лицензии и топливо выросли, а агрегаторы «Яндекс. Такси» и GetTaxi резко снизили тарифы для пассажиров. Также, по мнению водителей, эти компании необоснованно завышают комиссионные сборы.

История получила продолжение 2 июля, когда таксисты Санкт-Петербурга попросили губернатора Георгия Полтавченко запретить сервисы Uber, GetTaxi и «Яндекс. Такси».

Таксисты называют ситуацию на рынке города критической, отмечая, что Петербург «превратился в “маркетинговое поле битвы” за снижение тарифов» между тремя глобальными интернет-приложениями по вызову такси. Отмечается, что минимальные тарифы, установленные этой «тройкой», сопоставимы с ценой поездки на общественном транспорте: 49−50 рублей. При этом комиссия за услуги сервисов в итоге может достичь 30%, а конкуренцию петербургским профессиональным таксистам составляют и просто владельцы автомобилей, которые также могут получать из сервисов заказы.

Ответ GetTaxi и «Яндекс. Такси»

GetTaxi и «Яндекс. Такси» отрицают претензии таксистов.

В «ГетТакси Рус» ТАСС сообщили, что компания работает только с лицензированными перевозчиками. При этом для заказчика действительно установлена минимальная цена на поездку в размере 50 рублей, но при этом компания компенсирует водителю убытки, для них минимальная стоимость поездки составляет 350 руб. в Москве и Санкт-Петербурге. «ООО “ГетТакси Рус” ведет свою деятельность с соблюдением всех законов РФ и осуществят выплату всех налогов, предусмотренных действующим законодательством России», — сказал собеседник агентства.

Представитель сервиса «Яндекс. Такси» рассказал ТАСС, что компания работает только с официальными таксопарками и диспетчерскими. «Все водители в системе имеют разрешения на перевозку пассажиров и багажа от комитета по транспорту», — заявил он, уточнив, что «очень много внимания уделяем качеству и безопасности услуги». При этом сервис не берет комиссию с таксопарков, а также компенсирует водителям часть стоимости за короткие поездки.

Реакция ФАС РФ

В свою очередь в ФАС России заявили, что пока не видят нарушений антимонопольного законодательства в действиях интернет-сервисов. «Мне конфликт кажется несколько надуманным», — заявил замруководителя ФАС России Андрей Цариковский. По его мнению, «может быть, надо поплотнее посмотреть деятельность Uber: она достаточно специфична с их услугами по подсаживанию и так далее», и «это вызывает вопросы».

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
31 день подписки от 59 рублей
Оплатить подписку