Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
27 августа 2015, источник: "Российская газета"

На фестивале «Созвездие» начался конкурсный отбор

Первый конкурсный день фестиваля «Созвездие» в Воронеже отдали детям — жюри оценило творческие работы ребят от пяти до десяти и от 11 до 16 лет.

Источник: Reuters

Тарантелла на ксилофоне, елецкая фарандола, «Радуга Победы» и цирковые трюки — программа смотра художественной самодеятельности ООО «Газпром трансгаз Москва» удивила широким спектром жанров и стилей.

Как уже сообщала «РГ», на II фестиваль «Созвездие» съехалось более тысячи гостей из 14 регионов Центральной России и стран СНГ. Конкурс охватывает шесть основных направлений сценического искусства, от вокала (народный, эстрадный, классический, джазовый) и хореографии (народная, эстрадная, бальная, классическая) до ВИА и цирка. Среди участников — как сотрудники линейных производственных управлений магистральных газопроводов и их дети, так и ребята, которые занимаются в школах и студиях, поддерживаемых компанией «Газпром трансгаз Москва».

Открыли конкурсный «марафон» самые маленькие дарования — в основном с народными и игровыми танцами и песнями. Из общего ряда выбилась Лиза Обатурова (Путятинское ЛПУМГ) — девочка играет на гуслях. Дети от 11 до 16 лет продемонстрировали не только знание фольклора и артистизм, но и серьезные намерения закрепиться на сцене. Многие участники признавались, что планируют заниматься искусством профессионально.

— Пять лет назад я стал учиться игре на барабанах и ксилофоне. Мне нравится музыка, ударные, нравится выступать, и я думаю, что смогу сделаться музыкантом, — рассказал 12-летний Егор Плетнев из Курска после того, как сыграл «Неаполитанскую тарантеллу» Россини на своем необычном для классики инструменте. — Занимаюсь в музыкальной школе № 1 у Александра Сергеевича Крутнова, часто выступаю в концертах и на фестивалях, не один раз побеждал. Но Гран-при пока не было! На «Созвездии» впервые. Уровень организации здесь гораздо выше, чем мне приходилось встречать.

Победители газпромовских фестивалей нередко выбирают стезю в искусстве, подтвердила тульский педагог по вокалу Елена Адамова — сотрудница ДК, который находится на балансе ООО «Газпром трансгаз Москва». Ее ученики брали первые места, участвовали в престижном корпоративном смотре «Факел». А Ильдар Ахмедов, получивший в 2013 году Гран-при первого «Созвездия», уже поступил в консерваторию в Италии. В Воронеж Адамова привезла Лену Калюжную с композицией из репертуара Андреа Бочелли.

— Номинация называется «академический вокал», но по большому счету это эстрада. Лена занимается у меня второй год, и я стараюсь подбирать ей разнообразный репертуар, — пояснила Елена Николаевна. — Нельзя, на мой взгляд, зацикливаться на чем-то одном — классике или фольклоре. Если у тебя есть голос, если он правильно поставлен — то ты сможешь за счет подачи звука петь в разных манерах и стилях.

До того, как «переметнуться» на вокал, Лена пять лет танцевала в том же ДК. По ее словам, больше для развития пластики: чтобы петь на сцене, нужно хорошо двигаться, быть раскрепощенной. На фестивале девушка впервые — впечатлений масса!

Сколько эмоций вызывает у ребят участие в конкурсе, говорить и не стоит — все видно по лицам. За кулисами не умолкает девичий щебет. Кто крестится, кто поправляет макияж и выбирает «правильную» улыбку, кто подсматривает за конкурентами — как репетируют, какие костюмы. Закончив выступать и получив свою порцию аплодисментов, конкурсанты бегут в зрительный зал «болеть» в зале за товарищей по команде.

— Для меня фестиваль — это прежде всего новые друзья. Ну и опыт: слушаешь других, что-то у них перенимаешь, какие-то приемы интересные, — признался один из солистов мужского трио «A’cappella Jazz» девятиклассник Марк Ким. — Я сам из Симферополя, несколько лет назад переехал в Воронежскую область. Сначала там ходил на вокал в музыкальную школу, потом как бы перерос ее уровень, и теперь папа меня два раза в неделю возит на занятия в Воронеж, в детскую школу искусств № 1. Вообще-то пою один, но педагог недавно «определила» меня в ансамбль «A’cappella Jazz», где уже за минувшие годы не один состав сменился. Поем и классику, и поп, и джаз. Для нас с ребятами это уже третий фестиваль, весной взяли Гран-при на конкурсе «Сиреневый май» в Воронеже. Надеюсь покорить большую сцену!

А вот 15-летний Роман Клепов, единственный участник «Созвездия» в номинации «оригинальный жанр», ходит в цирковую студию в Подмосковье для души — «чтобы у компьютера поменьше сидеть». Парень показал в Воронеже номер «Динамика», где стремительно собирал, разбирал и вращал в воздухе кубы из полых стальных труб. Сорвал овации.

— У нас в ДК в Красной Пахре есть цирковой коллектив «На бис», там все основные направления представлены: жонглирование, акробатика, эквилибристика… Самый популярный жанр, конечно, файер-шоу, но из-за противопожарных требований мы факелы не зажигаем, — сообщил Рома. — Я в этот коллектив третий год хожу, все в принципе попробовал, только жонглировать до сих пор не умею. Нас постоянно приглашают на местные праздники, в школе знают мои номера. И в конкурсах, конечно, участвуем. Интересно же поездить по городам, посмотреть людей….

Педагог из московской делегации Людмила Герасимова добавила, что «Созвездие» отличается от многих фестивалей тем, что участие здесь бесплатное, а все возникающие проблемы «решаются с кураторами моментально».

Прямая речь.

Семен Мильштейн, председатель жюри фестиваля «Созвездие»:

— Впечатления от первого дня позитивные, планку конкурс держит. Есть, безусловно, недочеты, и мы их будем разбирать на встрече членов жюри с педагогами и руководителями коллективов. Обычно сначала обсуждаем концептуальные вопросы, даем общие рекомендации. А затем в индивидуальном порядке говорим о деталях конкретных номеров. Хочу подчеркнуть: судьи максимально доступны. Мой личный телефон и адрес «электронки» знают все, в течение года люди и звонят, и пишут, я всегда отвечаю. Присылают видеозаписи новых номеров, спрашивают совета — вплоть до того, как подобрать костюм! Я в одежде-то не специалист, но поделиться мнением — почему нет? Чаще, конечно, даю советы в пределах своей компетенции — как выбрать произведение, как исполнить. Самодеятельные коллективы часто используют фонограмму — нет сомнений, живой звук лучше, но я современный человек и отнюдь не призываю запретить «минуса». Ведь это техническая необходимость.

Виктория Кривицкая, коммерческий директор телеканала «Россия — Культура», член жюри:

— На фестивале «Созвездие» я первый год, а до этого видела «Факел» — и в отборочных зонах, и на фестивале в Сочи. Есть с чем сравнивать. После «Факела» кажется, что тебя трудно чем-то удивить, но и после первого конкурсного дня должна признать, что «Созвездие» тоже замечательный проект. Уровень выступлений достойный. Для канала «Культура» сегодня очень важно то, что происходит в регионах. Изначально наша задача состояла в том, чтобы люди в разных уголках России могли познакомиться с большим, классическим искусством, увидеть лучшие мировые образцы. Но сегодня для нас не менее интересно и народное творчество, и то, что люди в регионах имеют возможность творчески развиваться и приобщаться к культуре. И то, что делает «Газпром» для искусства, которое мы привыкли называть самодеятельным, — это один из кирпичиков, составляющих культуру. Без них не будет страны. Мы рассказываем о фестивале «Созвездие», знакомимся на нем со многими коллективами. Ведь лучшие конкурсанты отправляются на «Факел», а затем нередко становятся лауреатами государственной премии в области народного творчества. И это, безусловно, наши герои.