Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
1 сентября 2015, источник: Известия.Ру

Леонид Шварцман: «Прототип попугая из “38 попугаев” — Ленин»

Накануне 95-летия выдающийся художник-мультипликатор рассказал о том, как создавал свои шедевры.

5 сентября легенда российской и мировой мультипликации Леонид Аронович будет праздновать свое 95-летие. Именно создателю мульфильмов про Котенка по имени Гав, Крокодила Ген и Чебурашку, вручала премию «Голливуд-детям» сама Одри Хепберн. В маленькой уютной квартирке Леонида Ароновича огромное количество живых цветов на подоконниках, множество Чебурашек на стенах и книг — на полках. За обязательным чаепитием принятым в семье Шварцманов, Леонид Аронович рассказал корреспонденту «Известия» почему начал рисовать, откуда появились большие уши у Чебурашки и как Ленин стал прототипом попугая.

— Сколько мультфильмов должен посмотреть человек, чтобы влюбиться в анимацию? Один. Впервые я познакомился с мультипликацией летом 1945 года. Мне было двадцать пять лет, я приехал сдавать экзамены во ВГИК. Тогда, в кинотеатре «Москва» я увидел фильм «Бемби» — одну из лучших картин Диснея… Она меня потрясла. Помню, как зрители от хохота буквально сползали с кресел. И тогда я понял, что пойду на отделение мультипликационного кино.

Из всех моих друзей, получивших повестку в мае 1941 года — не выжил никто. Все одноклассники, молодежь первого призыва — погибли в первые дни войны. И я должен был погибнуть с ними. Я тоже получил повестку в мае 1941 года. Помню тот день, как собрал чемоданчик и отправился в военкомат на Васильевском острове. Там было много молодых ребят. Их вызывали, вызывали, вызывали. И вот — комната опустела, я остался один. Я подошел к окошку, спросил: «а как же я?». И мне ответили: тихо, браток, не шуми. Мы потеряли твое дело. Найдем — вызовем, а пока — иди домой….

Я только потом понял, что в тот день произошло чудо.

Детьми мы мечтали о велосипеде. Я родился в Минске, это был еще маленький городок, где каждый знал друг друга по имени. Мы ходили в гости, и большой гурьбой дефилировали по улице Карла Маркса — «школьной улице», как мы ее называли, вслед за теми счастливцами, у которых был велосипед.

А в восьмом классе у нас появилась художественная школа. Ей стал руководить выпускник еще Императорской академии художеств в Петербурге — Валентин Викторович Волков. И тогда у всех ребят, которые у него учились — появилась другая мечта: поступить в Ленинградскую академию художеств.

Так в 1938 году мы с моим бывшим другом и однокашником Левой Мильчиным поехали в Ленинград. Правда, ни он, ни я не поступили….

Наша мультипликация много взяла от диснеевских фильмов. Вначале мы снимали актеров на кинопленку, а потом мультипликаторы переносили их игру и узловые движения на бумагу и делали сцены. Так что у всех моих героев были прототипы. Например, у попугая из мультфильма «38 попугаев» Ленин. Мы снимали его со всеми ленинскими повадками. А для старухи Шапокляк я взял кое-что от своей тещи….

Мой любимый персонаж — это не Чебурашка, а Удав из мультфильма «38 попугаев». Вообще-то, я не люблю змей ни живых, ни рисованных. Поэтому над Удавом бился страшно долго и безуспешно. Удав получался злой и малопривлекательный. Чуть ли не каждый день я ходил в зоопарк, и как бы это мне не было неприятно — рисовал, рисовал и рисовал с натуры. Я многое понял про змей. Даже этот особенный змеиный прикус — когда нижняя губа заходит на верхнюю. Но образ сложился лишь тогда, когда я забыл про реальность. Вытянул удаву морду, сделал нос, нарисовал веснушки и бровки домиком. А еще — я расцветил его цветочками… Вот тогда и вышел этот персонаж, удав-мыслитель, удав-философ, который я считаю своей большой удачей.

У первого Чебурашки не было больших ушей. Я нарисовал нормальные аккуратные ушки, как у медвежонка. Ведь и у Успенского об ушах ни слова не было сказано… Всего-то и написано, что Чебурашка — мохнатый зверек с круглой заячей головой, с большими глазами как у филина — и маленьким медвежьим хвостиком… Но в процессе работы уши становились все больше и больше, пока не разрослись до неимоверных размеров и сползли по бокам головы.

А к моменту съемок у Чебурашки отвалились хвостик и ножки, как у обезьянки. Потому что когда мультипликаторы стали работать, они сказали, что с ножками неудобно. Пришлось оставить только ступни. Получился Чебурашка, который напоминал не зверенка, а маленького человеческого детеныша с удивленным трогательным взглядом. Кстати, Чебурашку очень любят японские женщины и ласково называют его Чеби.

Теперешние фильмы — другие. Они жестокие, недобрые. Поэтому я по-прежнему люблю наши старые мультики, сделанные в лучшие годы «Союзмультфильма». Именно потому они так трогают душу, что сделаны с юмором и добротой. Это самое главное.

Заканчивая рассказ, Леонид Шварцман вспомнил еще одну, четвертую главную вещь в своей жизни.

— Это юмор. Конечно же юмор. Я столько прожил на свете, что могу сказать наверняка: в быту, в жизни и в литературе — это самое редкое и ценное качество, без которого и жизнь достойно не проживешь и, конечно, мультипликатором не станешь.

5 сентября с двенадцати часов до шести вечера в Зеленом театре на ВДНХ покажут лучшие мультфильмы мастера. «Котенка по имени Гав», «Крокодила Гену», «Чебурашку», «Варежку» и «38 попугаев».

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 деньподписки за59рублей
Оплатите подписку, чтобы читать все комментарии и участвовать в обсуждении новостей