Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Так начиналась война Минобороны раскрыло секретные документы о первых днях Великой Отечественной войны
2 сентября 2015, источник: Газета.Ру

«Эпиграмма может искалечить человеку жизнь»

Накануне 80-летия актер Валентин Гафт рассказал «Газете.Ru» об эпиграммах как жанре, о том, что они могут обижать, а также о том, что не все приписываемые ему стихи написал он.

2 сентября исполняется 80 лет со дня рождения актера театра и кино, народного артиста РСФСР Валентина Гафта. Он родился в 1935 году, окончил Школу-студию МХАТ, карьеру начинал в Театре имени Моссовета, работал в театре на Малой Бронной, у Анатолия Эфроса в Ленкоме, а с конца 60-х — актер театра «Современник». Еще студентом начал сниматься в кино, сыграл более ста ролей, среди которых узнаваемые образы — дворецкого Брассета в мюзикле «Здравствуйте, я ваша тётя!», председателя кооператива в «Гараже», полковника Покровского в исторической трагикомедии «О бедном гусаре замолвите слово», Сатанеева в «Чародеях», а также Воланда и Каифу в двух экранизациях «Мастера и Маргариты (1994-го и 2005 годов).

Кроме того, Гафт известен как мастер эпиграмм на коллег по сцене и съемочной площадке. К юбилею актера будет выпущено коллекционное издание сборника его поэтических миниатюр с рисунками Михаила Шемякина. Презентация книги состоится 8 сентября в Театре имени Вахтангова, где в этот день пройдет юбилейный вечер — с моноспектаклем Гафта; его гостями станут Ольга Остроумова, Людмила Чурсина, Леонид Ярмольник, Владимир Васильев, Игорь Крутой, Григорий Лепс и многие другие. Накануне юбилея «Газета.Ru» поговорила с актером о том, что для него значит жанр эпиграммы.

Фильм
7.6
О бедном гусаре замолвите слово
1980 / СССР / 2 ч. 47 мин.
мелодрамакомедия...

— Валентин Иосифович, а вы помните свою первую эпиграмму?

— Помню. Получилась эта эпиграмма случайно. Дело было в театре на Малой Бронной, где Андрей Гончаров (режиссер, возглавлял МДТ на Малой Бронной в 1958—1966 гг. — «Газета.Ru») ставил пьесу Генриха Боровика — по-моему, «Четыре». И вот на банкете после спектакля, где все поздравляли режиссера, я тоже решил выступить. А Гончаров очень любил собирать грибы, часами ходил по лесу. И у меня получилось вот такое поздравление: «Грибных дел мастер Гончаров // в лесу грибы искать здоров. // Так гончаровская рука // нашла в лесу Боровика».

Это была самая первая моя эпиграмма, она имела успех. Я продолжил писать, много всего написал, часть уже забыл.

— А авторизованные сборники ваших эпиграмм раньше не выходили?

— Вы знаете, однажды я разрешил одному приличному человеку сделать это, и мы напечатали книжку. Открываю — а там, боже мой, мне приписывают такое! Плохие, нехорошие эпиграммы, обидные — например, про Ирину Муравьеву. Это не мое! Эпиграмма — серьезная тема. Она может искалечить человеку жизнь. Вот был Воронцов, отличный генерал, замечательный человек — но что-то произошло, видимо, не так посмотрел, и осталась от Воронцова только эпиграмма, которую написал Александр Сергеевич. Вот такие дела.

Речь идет о знаменитой эпиграмме Пушкина на генерал-губернатора Одессы:
Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.

— Некоторые ваши эпиграммы тоже можно посчитать немного злыми.

— Если есть злые, может быть, чересчур, то специально я этим не занимался и не занимаюсь.

— Она разве не отражает личное отношение автора к человеку?

— Отношение… Вот иногда есть хороший человек, но если ты про него не скажешь, то он будет не совсем тем человеком. Понимаете, эпиграмма — это признание, в короткой форме, очень точное попадание в главное в человеке. Ии Савиной я написал: «Глазки серо-голубые, каждый добрый — вместе злые».

— Обиделась?

— Нет, она любила мою эпиграмму. Но дело в том, что вот сейчас мне прислали «Исследование эпиграмм Гафта», где обсуждается то, чего я никогда не сочинял. Мерзость про мушкетеров — «Прокакали, прокакали…», которая мне приписывается и в которой Боярского называют «хриплым евреем». Я в жизни таких слов не произносил, это пишут за меня. Я читаю и думаю — боже мой, если бы я это про себя услышал!

Фильм
7.9
Здравствуйте, я ваша тетя!
1975 / СССР / 1 ч. 38 мин.
комедия

— А эпиграмма на династию Михалковых — это ваше?

— Эта эпиграмма была написана в конце XVII века или, может в начале XVIII века, но фамилия там была совсем другая. Она существовала до меня, и я к ней совсем не прикасался, даже не переделывал. Но из-за нее у меня были очень сложные отношения с Никитой. А с Сергеем Владимировичем я был в хороших отношениях.

— То есть, приписываемые вам эпиграммы иногда приводили к ухудшению отношений с их адресатами?

— И еще каким ухудшениям! Но пусть, караван идет — собака лает. «Три Михалкова по тебе ползут» — как можно про них сказать, что они ползут? Это талантливейшие, удивительные люди, один лучше другого.

Источником для знаменитой эпиграммы на творческую династию Михалковых, возможно, послужило сочиненное в середине 1960-х четверостишие, приписываемое поэту Глебу Семенову. Речь там шла о писателях, отце и сыне Воеводиных; Воеводин-младший участвовал в суде над Иосифом Бродским, где давал ему характеристику от Союза писателей. Звучала эта эпиграмма так:

Дорогая Родина,
Чуешь этот зуд?!
Двое Воеводиных
По тебе ползут.

В документальном фильме «Гафт, который гуляет сам по себе» (был показан по Первому каналу в 2010 году, к 75-летию актера) Никита Михалков вспоминал, как однажды к нему подходил Валентин Гафт и убеждал, что этот стих написал не он. «Даже если бы написал, меня это совершенно не волнует — я тебя люблю не за это», — ответил Михалков.

В том же фильме Лия Ахеджакова вспоминает о том, как она обиделась на «свою» эпиграмму и два года не разговаривала с Гафтом из-за строчек «Всегда играет одинаково // актриса Лия Ахеджакова». Правда, в оригинале это четверостишие, и две заключительные строчки полностью переворачивают смысл двух первых: «Великолепно! В самом деле // Всегда играет на пределе».

— Что такое эпиграмма, можете дать свое определение?

— Это то, что очень непросто сочинить. Она появляется вдруг, неожиданно. Как, например, однажды родилась эпиграмма на Михаила Барышникова: «Гастролировал балет. // Все на месте, Миши нет. / Оказалось — он на месте. // Остальные просто вместе». И сразу у локального, в общем-то, события появляется другой объем. Но специализироваться на эпиграммах я не собирался и не собираюсь. Это все старые-старые дела.

— Вы знакомы с современными молодыми актерами? Они вызывают у вас желание сочинять эпиграммы?

— На молодых? Никогда в жизни!

— Почему?

— Я мало что знаю про них, это другое поколение. И мне не за что зацепиться. То, как они играют — над этим нельзя ни смеяться, ни восхищаться. Конечно, можно посмеяться над какой-то штукой, которая случилась, но это не интересно.

— А кого вы считаете своими учителями — из тех, на кого написали эпиграммы?

— Своим учителям, людям, которых я люблю, которые мне дороги я писал не только эпиграммы, но и посвящения. Мишу Козакова я обожаю, люблю, написал ему смешные строчки, которые он оценил. Ролан Быков, гениальный человек, который уже мне написал замечательную эпиграмму: «Мой милый Гафт, мой нервный гений, // храни тебя Господь от тех, // кто спровоцировал успех // твоих незрелых сочинений». И это было замечательно.

Сам Валентин Гафт часто становился объектом эпиграмм, которые писали актер Зиновий Гердт, драматург и сценарист Михаил Рощин, поэт Валерий Краснопольский. Сатирик и ведущий программы «Вокруг смеха» Александр Иванов посвятил актеру такие строки:

На Гафта? Эпиграмму? Ну уж нет!
Ведь от него же никуда не скроешься.
А Гафт, хоть он актер, а не поэт,
Так припечатает, что не отмоешься…

Игорь Карев

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
31 день подписки от 59 рублей
Оплатить подписку
Валентину Гафту исполнилось 80 лет
2 сентября 2015© Ньюстюб