Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
3 сентября 2015, источник: Газета Коммерсантъ

Пик реализма

72-й Венецианский кинофестиваль открылся премьерой фильма «Эверест» Бальтасара Кормакура, который через три недели выйдет в российский прокат. В компании голливудских звезд на высочайшую гору мира взобрался Андрей Плахов.

Источник: Фотоархив ИД «Коммерсантъ»

Это почти не преувеличение: новейшие съемочные технологии и стереоэффекты 3D позволяют увидеть восхождение международной группы альпинистов на Эверест и последовавший за этим смертельный разгул стихии в максимально правдоподобном виде. В какой-то момент кажется, что ты сам карабкаешься по заснеженной вертикали или перебираешься через бездонное ущелье по хрупкой лесенке рядом с Джошем Бролином или Джейком Джилленхолом. И это ощущение, признаюсь, бодрит. А потом вдруг видишь гималайский пейзаж откуда-то сверху, практически из космоса, и двое безумцев, штурмующих очередную высоту, выглядят как игрушечные фигурки на макете — однако это только усиливает чувство сверхреальности.

Космические ощущения, навеваемые этим фильмом, стали темой вечеринки, которую журнал Variety традиционно устраивает в канун фестиваля. Зал, примыкающий к террасе гостиницы Danieli с божественным видом на Венецию, был заполнен космическими атрибутами: на столах стояли консервные банки со «спецпитанием», и даже пирожные мишленовские повара изготовили в форме колец Сатурна. Все было придумано в честь главы фестивального жюри Альфонсо Куарона, создателя «Гравитации», но вполне монтировалось и с миром «Эвереста», и с исландским происхождением его режиссера Бальтасара Кормакура: коктейли напоминали пенящиеся гейзеры, а из труб струился белый холодный газ — образ гималайского торнадо.

Сам Кормакур говорит о том, что близость экстремальной природы, извергающихся вулканов и снежных буранов, хорошо знакомая исландцам, подготовила его к этому проекту. Для работы над ним были задействованы первоклассные сценаристы — оскароносец Саймон Бофой («Миллионер из трущоб») и Уильям Николсон («Гладиатор»), а также впечатляющий актерский ансамбль. Достаточно сказать, что жену гида экспедиции новозеландца Роба Холла (Джейсон Кларк) играет Кира Найтли, хотя ее героиня всего-то и делает, что беременная лежит у себя дома в постели и по телефону общается с мужем.

Все же главные достоинства фильма сосредоточены в визуальной плоскости. Что касается персонажей, они довольно стереотипны, а их отношения почти бесконфликтны, хотя реальные события, положенные в основу фильма, давали в этом плане куда большие возможности. Знаменитая экспедиция 1996 года, когда на Эверест поднимались одновременно две группы альпинистов, впоследствии, когда произошла трагедия с человеческими жертвами, породила множество противоречивых комментариев. Практически каждый из участников трагического восхождения имел свою версию событий и кто какую роль в них сыграл. Среди самых важных протагонистов этой схватки с природой был знаменитый российско-казахстанский альпинист Анатолий Букреев, которого в фильме сыграл исландский актер Ингвар Эггерт Сигюрдссон.

По следам трагедии 1996 года было написано несколько книг и развернулась дискуссия о правомерности коммерциализации горных экспедиций. Тогда это было еще сравнительно новое явление, и с точки зрения классического альпинизма оно «оскорбляло достоинство гор». В фильме можно услышать эхо этих дискуссий, однако авторы предпочитают не критико-аналитическую, а героизированную версию похода — как амбициозного вызова суровой стихии.

Здесь можно усмотреть отдаленную связь с «горными фильмами», популярными в свое время в Германии. Одним из последних, относящихся к этой традиции, был «Крик камня» Вернера Херцога, показанный на Венецианском фестивале четверть века назад. Двое героев того фильма соперничали за покорение неприступной вершины Серро-Торре в Патагонии, а также за сердце одной и той же женщины. Эта горная дуэль проистекала из ницшеанской концепции сверхчеловека, близкой романтическому немецкому сердцу. В исландско-голливудской интерпретации «горный фильм» поворачивается иной гранью. Человеческие отношения оказываются более прозаичными, что отчасти связано с документальной подоплекой сюжета и с тем, как понимают тему «вызова» в Голливуде. От исландского менталитета остается интимный контакт с природой и некоторая маргинальная отчужденность персонажей. Этого достаточно, чтобы картина все же приобрела знаки отличия от типового звездного блокбастера.

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 деньподписки за59рублей
Оплатите подписку, чтобы читать все комментарии и участвовать в обсуждении новостей