Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
4 сентября 2015, источник: ТАСС

Телевизионной игре «Что?Где?Когда?» исполняется 40 лет

МОСКВА, 4 сентября. /Корр. ТАСС Арина Лебедева/. Популярной телевизионной игре «Что? Где? Когда?» в пятницу исполняется 40 лет.

«В игру вносились изменения, однако с первых дней в ней сохраняется невероятное напряжение», — объясняет секрет долголетия интеллектуального клуба его нынешний ведущий Борис Крюк.

О том, как все начиналось

Официальной датой рождения телепередачи считается 4 сентября 1975 года. В этот день впервые вышла в эфир «Семейная викторина «Что? Где? Когда?». В передаче приняли участие две команды — семья Ивановых и семья Кузнецовых из Москвы. Команда знатоков, знаменитый волчок и минута обсуждения — все это появилось со временем.

«Игра постепенно менялась, — рассказал Крюк в интервью корр. ТАСС. — Искали форму одежды знатоков, дошли до смокингов, решили, что лучше не придумаешь. Меняли количество секторов — их было 18, 40, потом 12, сейчас дошли до 13. Это оптимально, и мы это не меняем».

Борис Крюк, который стал ведущим игры после смерти ее основателя Владимира Ворошилова в 2001 году, считает «Что? Где? Когда?» не просто телепередачей, а именно игрой, «которая в каком-то смысле сродни спортивной». «Это, знаете, как баскетбол или хоккей, но только “Что? Где? Когда?” имеет интеллектуальный подтекст, — говорит он. — Одни следят за программой как за спортивным соревнованием, а другие вообще как за телесериалом, в котором Друзь мальчик, Друзь отец, Друзь дедушка».

Но главный секрет успеха телеигры, по его мнению, в заданном изначально формате и прямом эфире: Думаю, если бы игра шла в записи, она бы давно загнулась. А прямой эфир — это нерв ведущему, знатокам, присутствующим в зале и, конечно, телезрителю. Здесь нельзя сказать — «Стоп! Это перепишем».

Генеральный директор Общественного телевидения России (ОТР) Анатолий Лысенко считает, что автор идеи Владимир Ворошилов настолько гениально заложил все основы и так все просчитал, что это позволило программе жить и быть интересной до сих пор. «Володя поймал самое главное — человеку всегда интересно видеть, как рождается мысль. И Володю всегда привлекал механизм рождения ответа. Это оказалось самым интересным», — сказал Лысенко ТАСС.

По его словам, «когда программа зарождалась, тут была заложена конструкция, которая работает четко как механизм». «Я бы сказал, что программа “Что? Где? Когда?” — это телевизионная машинка “Зингер”. Вот ей 100 лет, а она работает», — отметил Лысенко.

Президент Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) Эдуард Сагалаев уверен, что «азарт, который рождается во время игры, — это главное, что держит телезрителей». «Нужно сказать, что эту программу придумал гениальный человек, а развивалась она усилиями замечательной команды. Когда создавалась передача, я помню, у нас с Володей Ворошиловым были ожесточенные споры насчет призов, потому что в советское время не принято было деньги платить, и мы пришли к тому, что за победу в игре надо дарить книги. Потом со временем все встало на свои места, и он вернулся к денежным призам. И тогда он мне говорил, что деньги, азарт — все это движет людьми. Он знал, в чем суть игры, игра — это нечто такое, что составляет человеческую жизнь», — сказал Сагалаев ТАСС. «Когда Володя ушел из жизни, Борис Крюк сумел очень успешно воспроизвести ворошиловские неповторимые интонации. Это дало вторую жизнь программе», — подчеркнул он.

О телезрителях и вопросах

О том, что игра по-прежнему популярна говорит большое количество вопросов, которые приходят от телезрителей. «Например, пять лет назад к нам в среднем приходило около 30 тыс. вопросов в месяц. Сейчас, я думаю, что вместе с электронной почтой речь идет примерно о 50 тыс. вопросов в месяц, но все зависит от того, выходим мы в эфир или нет», — говорит ведущий.

Меняется и зритель игры. «Команда зрителей «Что? Где? Когда? за последние 15 лет помолодела. Произошло это за счет интернета, быстрой связи. Есть, кстати, такие телезрители, которые относятся к телеигре как к виду заработка: они раз в неделю идут в библиотеку, что-то ищут, присылают и много даже удачных интересных вопросов, — отмечает Крюк. — Сейчас много вопросов приходит к нам в электронном виде. Количество рукописных писем снизилось».

«Кстати говоря, и вопросы стали лучше, интереснее, более масштабными, — продолжает Крюк. — В процентном отношении плохих вопросов стало меньше, хороших больше, но они стали менее масштабными, потому что по мировой культуре почти все отыграли».

Борис Крюк вспоминает, что однажды в клуб пришла тетрадь объемом 96 листов, исписанная убористым почерком. Там оказалось 1400 вопросов. Авторы программы отобрали из них 3, а на стол знатоков попал всего один.

О юбилее и будущем телеигры

Одна из важных задач, которая стоит перед создателями игры — омоложение состава знатоков. «Нужно чтобы оставались те, без кого уже нельзя обойтись, но и появлялись новые лица. Надо клуб «подмолодить», — считает Крюк.

Некоторые элементы меняться точно не будут. Например, волчок. «Он не будет автоматизированным, а останется механическим, потому что к нему больше доверия у зрителей, объясняет Крюк. — Переодевать знатоков тоже не будем. Я думаю, что, если и будут какие-то изменения, то все надо делать небольшими шажками. Я против изменений ради изменений. Когда начинает что-то пробуксовывать, я думаю, что сделать. В игре должно быть все учтено и продуманно».

Ведущий говорит, что каких-то особых мероприятий, связанных с 40-летием игры, не будет: «Я сторонник не праздновать 40 лет, поэтому каких-то больших отмечаний не предвидится. В прошлый раз получалось, что мы бурно отмечали 33 года, а не 35 лет. Думаю, что следующая помпезная дата будет через 10 лет».

Согласно планам организаторов, осенняя серия игр «Что? Где? Когда?» должна начаться в октябре. «Дата выхода в эфир зависит от планов Первого канала. Мы просим начать с 3 октября, но может нас «сдвинут», — заключил Крюк.

О рейтингах

Сохраняющаяся популярность телеигры подтверждается и не падающими рейтингами. Согласно данным, которые привели корр. ТАСС в исследовательской компании TNS Russiа, один из высоких показателей по телесмотрению «Что? Где? Когда?» был зафиксирован в 2002 году. Тогда среднее количество смотревших «Что? Где? Когда?» составило почти 25% россиян старше 4 лет. Рейтинг программы (количество смотревших эфирное событие, выраженное в процентах от целевой аудитории) достигал 8%.

Несмотря на то, что в последние годы показатели по телесмотрению этой игры ниже, они все равно считаются высокими и могут по рейтингам конкурировать с успешными проектами, которые сегодня идут по телевидению. В прошлом году средняя доля программы составила 11,3%, а рейтинг — 2,7%.

Такой же высокий интерес российские телезрители проявляют, например, к программе «Поле чудес», которой в октябре исполнится 25 лет, и к игре КВН, выходящей в эфир более 50 лет.

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 деньподписки за59рублей
Оплатите подписку, чтобы читать все комментарии и участвовать в обсуждении новостей