Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
8 сентября 2015, источник: Газета.Ру

Неча на пиво пенять, коль рожа мила

Верна ли поговорка про некрасивых женщин и недостаток водки, экспериментально выяснили ученые из Бристольского университета. Выясняли в барах, в условиях, приближенным к реальным.

Источник: Reuters

«Не бывает некрасивых женщин, бывает мало водки» — так в России принято объяснять то, что при алкогольном опьянении внешность собутыльника или случайного знакомого субъективно кажется более привлекательной, чем на трезвую голову. Аналогичная поговорка, звучащая почти также, есть в немецком языке, а вот в англоговорящих странах для этого есть термин «beer goggles» («пивные очки»).

Есть ли у этой народной мудрости научная основа, или подобными фразами люди лишь оправдывают свои «подвиги», решили выяснить ученые из университета Бристоля (Великобритания). Обратившись к истории изучения вопроса, они выяснили, что в научной литературе есть исследования, доказывающие связь между алкогольным употреблением и рискованным сексуальным поведением. Были лабораторные эксперименты, указывавшие на то, что лица противоположного пола могут действительно быть приятнее, когда человек выпил.

Однако масштабных «полевых» исследований, в которых люди сами бы употребляли алкоголь в спокойной обстановке, учеными не проводилось. Этим и решили заняться исследователи под руководством Оливии Майнард, проведя эксперименты сразу в трех барах Бристоля.

Эти бары принадлежат одной сети Dawkins Ales, имеют одинаковый выбор и цены на напитки, и примерно схожий контингент посетителей. Грядущее исследование анонсировалось в социальных сетях, участникам были обещаны ваучеры на покупки в размере 50 фунтов.

Оценивать привлекательность чужих лиц надо было по фотографии — посетителям баров предлагали взглянуть на снимки студентов и студенток того же Бристольского университета.
Причем, чтобы максимально «уравнять» привлекательность оцениваемых лиц, были выбраны гетеросексуальные пары — 20 девушек и 20 молодых людей.

Всего в опросе приняли участие 311 посетителей баров, эксперимент проводился в течение двух недель. Подвыпившим посетителям было предложено ранжировать увиденные лица по 7-балльной шкале — от «очень непривлекательных» до «очень привлекательных». После этого они субъективно оценивали степень своего опьянения и проходили тест на содержание паров алкоголя в выдыхаемом воздухе.

К удивлению ученых, анализ полученных данных не выявил никакой связи между опьянением человека и ранжированием лиц противоположного пола на фотографиях.

Однако еще большее удивление вызвал другой эффект: выяснилось, что с увеличением выпитого алкоголя людям становятся более приятны лица того же пола.

«В этом масштабном исследовании мы не обнаружили ясных свидетельств связи между потреблением алкоголя и восприятием привлекательности… Есть данные, что при более высоком потреблении алкоголя становятся более приятными лица того же пола, что наблюдалось ранее», — говорят ученые в статье, опубликованной в журнале Alcohol and Alcoholism.

Поскольку последнее наблюдение сделано учеными впервые, они просят относиться к выводам осторожно, до тех пор, пока подобные эксперименты не удастся повторить более тщательно.
Ученые не скрывают, что в подобном исследовании не возможно избежать ряда ограничений, влияющих на результаты. Так, при опросе не учитывалась степень сексуальности испытуемых, которая, бесспорно, может влиять на их восприятие привлекательности. Во-вторых, участники знали, что им предстоит оценивать чужую внешность заранее, и это также может влиять на результат.

Как бы то ни было, проведенное исследование — первое в своем роде по охвату участников и относительной «чистоте» эксперимента. «Наша большая выборка, положительный отклик от участников и вовлечение хозяев баров демонстрирует, что скрупулезные экспериментальные исследования можно проводить в естественной обстановке, где участники употребляют алкоголь, с вовлечением в исследование их и хозяев заведений», — считают ученые.

Автор: Павел Котляр

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
31 день подписки от 59 рублей
Оплатить подписку