Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
11 ноября 2015, источник: Газета.Ру

Пьяный на взлетке и граната в багаже

Взрыв в багажном отделении стал приоритетной версией катастрофы A321 в Египте. Арабами якобы не соблюдались элементарные меры безопасности: за взятку в €10 без досмотра на борт можно было пронести все, что угодно. В России охрана аэропортов на порядок выше, но и она не дает стопроцентной защиты. В 2015 году в наших аэропортах были выявлены 824 нарушения требований безопасности. «Газета.Ru» выяснила, в чем слабые места отечественных аэропортов.

Мой аэропорт — моя крепость

8 января 2015 года в 12 часов дня в здание томского аэропорта вошел молодой мужчина. На стойке регистрации он предъявил билет на рейс №СП 9257 «Томск-8 Пионерный», сдал сумку в багаж и спокойно прошел паспортный контроль. Молодой человек не вызвал никаких подозрений у сотрудников аэропорта, проводивших досмотр. А спустя несколько минут к ним подошли люди в штатском и предъявили «корочки ФСБ».

Фоторепортаж
Крушение российского самолета в ЕгиптеВ Египте, на Синайском полуострове, потерпел крушение самолет А321 компании «Когалымавиа». На борту находились 217 пассажиров и 7 членов экипажа.

Выяснилось, что контрразведчики проводили антитеррористические учения, а молодой человек играл роль условного нарушителя. В его багаже находилась учебная граната «Ф-1», а в куртке — учебный запал и имитатор патрона пистолета «ПМ».

После проведения спецмероприятий сотрудники УФСБ направили отсчет в Ространснадзор с требованиями привлечь к административной ответственности ООО «Аэропорт Томск». Администрация аэропорта попыталась опротестовать это решение в арбитражном суде. Однако суд встал на сторону контрразведчиков.

По словам специалиста по безопасности полетов Александра Романова, меры безопасности в аэропортах определяются международными требованиями, разработанными Международной организацией гражданской авиации (ICAO). «По стандартам ИКАО должны обследоваться как пассажиры, так и багаж и грузы с целью предотвращения возможных угроз. Кроме того, в России действует свой закон о «Транспортной безопасности», — рассказал Романов «Газете.Ru».

Закон о «Транспортной безопасности» был принят в 2007 году.

А в 2010 — сразу после терактов на «Лубянке» и «Парке Культуры», когда 41 человек погиб, а 88 были ранены, — тогдашний президент Дмитрий Медведев подписал указ о разработке «Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте».

Ответственными исполнителями — госзаказчиками — программы были назначены Министерство транспорта России и подведомственные ему федеральные агентства, а также МЧС, ФСБ и МВД России.

«Согласно этой программе, все объекты транспортной безопасности, включая аэропорты, должны были пройти оценку уязвимости и получить соответствующую категорию. На основании оценки были разработаны планы обеспечения безопасности на объектах воздушного транспорта и транспортных средствах, — рассказывает собеседник в Ространснадзоре, ведомстве, которое следит за соблюдением закона о «Транспортной безопасности».

Помимо этого аэропорты массово оснащались видеокамерами и рентгено-телевизионными интроскопами. Теперь в аэропортах должен вестись постоянный мониторинг за зданиями аэровокзалов и прилегающих к ним территорий для предотвращения возможной закладки бомб. Пассажиры вынуждены проходить несколько зон контроля и всегда находиться в поле зрения видеокамер.

В идеале, все аэропорты и вокзалы должны быть непреступными крепостями снаружи и безопасными для пассажиров внутри.

Однако, как выяснила «Газета.Ru», в «Транспортной обороне» то и дело выявляются бреши.

Непрошенные гости

В декабре 2014 года на территории аэропорта города Сыктывкар возле стоянки самолета АН-2 были задержаны два гражданина — Романов А. М и Страшко Л. Э. Из их объяснений выяснилось, что они проникли на территорию через дырку в заборе и лишь по счастливой случайности не успели никуда улететь. Их заметили охранники, которые вызвали наряд полиции.

А в мае 2015 года ОАО «Омский аэропорт» пытался через арбитражный суд отменить наложенный на предприятие штраф в размере 50 тыс. рублей. Как следует из материалов дела, гражданин Толстунов, находясь в состоянии алкогольного опьянения, решив срезать путь до дома, перелез через ограждение и проник на территорию аэропорта.

Пьяный гуляка был задержан сотрудниками службы авиационной безопасности в районе рулежных дорожек и доставлен в полицию. Однако на предприятие все равно был наложен штраф, так как Омский аэропорт отнесен к объектам первой категории, а значит сотрудники аэропорта должны были задержать нарушителя еще на подступах к охраняемой территории.

Аналогичное ЧП произошло в конце июня 2015 года в Мурманске. Сотрудники транспортной полиции задержали на территории местного аэропорта в районе склада с ГСМ гражданина Перетягина.

Пропуска при себе он не имел, и, по его словам, попал охраняемую на территорию случайно — гулял по лесу, не видел запрещающего знака.

На аэропорт был наложен штраф 30 тыс. рублей.

Между тем, в мае 2015 года в иркутском аэропорту самолет А 320/м авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс «Якутск-Иркутск», и вовсе был вынужден уйти на второй круг из-за непрошенного гостя.

Правда, на этот раз нарушителем оказалась бродячая собака, которая нашла лазейки в ограждении и выскочила на взлетно-посадочную полосу.

По словам собеседника в спецслужбах, такие инциденты только на первый взгляд кажутся курьезными, а на деле говорят о серьезных просчетах в системе безопасности аэропортов.

«Иногда при проверках выясняется, что некоторые аэропорты похожи на проходные дворы», — говорит офицер. В марте этого года Пермской транспортной прокуратурой совместно с сотрудниками Управления ФСБ по Пермскому краю была проведена проверка АО «Международный аэропорт «Пермь». В ходе нее было установлено, что администрация аэропорта выдает постоянные и разовые пропуска на посещение закрытых зон аэропорта, не уведомляя ФСБ.

«То есть фактически сотрудники спецслужб не знают, кто имеет доступ к так называемым критическим объектам, от которых зависит безопасность полетов, — поясняет собеседник.

В прошлом году в аэропорту Кемерово в ходе внеплановой проверки Ространснадзора было выявлено, что въезды (выезды) в районе грузового склада и аэровокзала международных линий не оборудованы средствами принудительной остановки автотранспорта, а водители транспортных средств и средств механизации перед допуском в контролируемую зону аэропорта не проходят досмотр.

Более того, в запретную зону въезжали легковушки без соответствующих пропусков. Ограждение же по периметру аэропорта не соответствовало установленным стандартам. При этом внеплановой проверке также предшествовало задержание на охраняемой территории гражданина Блохина, который якобы пришел в гости к друзьям. Нарушения с ненадлежащим оформлением пропусков, в 2014 году выявлялись и в Международном аэропорту «Краснодар», где обладатели разовых пропусков передвигались по закрытой территории без сопровождающих.

За комментарием «Газета.Ru» обратилась в Ространснадзор. По данным ведомства, в 2015 году было проведено 46 плановых и 31 внеплановая проверка аэропортов Российской Федерации.

В ходе проведения проверок было выявлено 824 нарушения требований законодательства по авиационной безопасности.

Среди основных нарушений, по данным ведомства, выявлялось несоответствие высоты периметровых ограждений установленным требованиям, несогласованные в установленном порядке проекты вновь строящихся или реконструируемых аэропортов.

Между тем, в случае нападения на аэропорты уповать на службы авиационной безопасности (САБ) пассажирам не стоит. Как показывает практика, сотрудники САБов зачастую даже не имеют оружия.

Так 9 октября 2015 года Арбитражный суд Республики Хакасия отклонил иск аэропорта «Абакан» к Управлению Ространнснадзора по Сибирскому федеральному округу. Авиапредприятие просило признать незаконными предписание и постановление об административном штрафе. Как выяснилось, в ходе судебных разбирательств проверкой было установлено, что аэропорт не удосужился обратиться за лицензией и вооружить сотрудников САБа. «Хотя законодателем прямо предусмотрена обязанность администрации аэропорта по оснащению САБ служебным оружием, данное требование обязательно для исполнения», — говорится в материалах суда.

«Лучше чем Египет, но хуже чем Израиль»

По словам президента международной контртеррористической тренинговой ассоциации Иосифа Линдера, несмотря на все огрехи, организация системы безопасности аэропортов в России на несколько порядков выше, чем в Египте. «После всех революционных событий в Египте, там никто и ни за что не отвечает и все продается, — рассказывает эксперт. — Там во все контролируемые зоны до падения А321 можно было свободно проходить. В России контроль гораздо жестче. Но все равно не дотягивает до должного уровня, как в Израиле и США. Должен быть двойной стандарт контроля пассажиров и багажа».

По словам руководителя профсоюза работников инженерно-авиационных служб гражданской авиации России Владимира Курочкина, невозможно даже представить, чтобы в России сотрудник аэропорта мог подложить бомбу в багаж. «Как там, в Египте, честно говоря, не знаю, равно как и насколько подготовлены работники аэропорта в сфере транспортной безопасности. Сложно сказать. Сейчас комиссия там будет работать, проверять это, — рассказывает Курочкин. — У нас было же, помните, в Домодедово было, когда на борт самолетов в Сочи и в Волгоград провели двух девушек-чеченок. Они и взорвали самолеты.

Билеты чеченкам Амнат Нагаевой и Саците Джебирхановой в 2004 году продал билетный спекулянт, ранее работавший в базировавшейся в Домодедово авиакомпании. Продажа была осуществлена уже после закрытия регистрации на рейс. 24 августа были взорваны два самолета — Ту-134 и Ту-154. — «Газета.Ru»). Но после этого у нас был введен строгий контроль и все прочее — на порядок была улучшена система безопасности.

По словам Курочкина, сейчас взятки исключены. «У нас в аэропортах есть и высокотехнологичное оборудование, благодаря которому ничего на борт нельзя провести. У полиции есть и подготовленные сотрудники, и собаки. К багажу имеет доступ смена — те люди, кто в этот момент работают в аэропорту на обслуживании данного рейса. Но опять же, там и контроль есть, есть руководитель смены.

Даже сами сотрудники раньше шли к себе на работу через проходную, а сейчас проходят через интроскоп, как любой пассажир, — рассказывает он.— Собаки проверяют багаж в основном на наркотики и взрывчатые вещества. Меры безопасности у нас в соответствии с нормами ИКАО. В Агентстве воздушного транспорта есть Управление транспортной безопасности, и сотрудники регулярно проводят регламентные проверки — как все устроено, как все работает. Думаю, в Европе так же работают, не говоря об Израиле — там муха не пролетит. А вот что у арабов — не ясно.

Между тем, по словам специалиста по безопасности полетов Александра Романова, вина за крушение А321 частично лежит и на российских авиационных властях, которые должны отслеживать ситуацию с безопасностью полетов не только в России, но и за границей. «Сейчас сотрудники надзорных органов поехали проводить аудит безопасности египетских аэропортов, — говорит эксперт. — А ведь это обязанность наших авиационных властей контролировать ситуацию не только внутри страны, но и вообще все зоны, в которые летают наши самолеты. Какие там условия, на каком уровне безопасность. А так получается, что все надзорные органы бьют по хвостам. Произошло ЧП, провели проверку. Ничего не происходит, все пущено на самотек».

Автор: Герман Петелин, Анастасия Берсенева

Справка
Почему падают самолеты?По статистике на каждые 1,3 млн полетов приходится одна авиакатастрофа. Что является основной причиной крушения гражданских лайнеров?
Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 день подписки от 59 рублей
Оплатить подписку