Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
8 декабря 2015, источник: АиФ Кузбасc

Из мышек в королевы. Удивительная женщина — Лидия Цуканова

В Кузбассе преданных своему делу людей немало: от шахтёров до врачей. Яркий пример мастерства и постоянства — семья народных артистов России Лидии Цукановой и Евгения Шокина, которые вместе в жизни и на сцене уже полвека.

В ноябре Лидия Цуканова отметила свой юбилей бенефисным спектаклем. Лидия Николаевна — удивительная женщина! Не только потому, что вместе с мужем выходит на сцену уже 50 лет, 40 из которых отдано Кемеровскому областному театру драмы, но и потому, что до сих пор не перестаёт удивляться, как попала в актрисы, как покоряет зрителей и почему кемеровчане не любят Беккета.

В 15 лет Лидия Цуканова неожиданно для себя и мамы-фельдшера поступила в Горьковское театральное училище (сейчас — Нижний Новгород. — Прим. ред.), прочитав на вступительных басню «Ворона и лисица» и отрывок из «Русских женщин» Н. Некрасова. На экзаменах же и познакомилась с молодым человеком, Женей Шокиным, ещё не подозревая, что повстречала не только мужа, с которым рука об руку пройдёт всю жизнь, но и партнёра по сцене, с которым до сих пор вместе играет в «Поминальной молитве» Г. Горина, «Беккете» С. Беккета, «В тени виноградника» В. Мухарьямова.

— Когда мы стали старше, мы стали больше вместе играть. Раньше у нас амплуа были разные: он характерный артист, а я лирическая героиня. Даже слухи ходили, что я жена Аркадия Дахненко или Виктора Мирошниченко, которые были моими партнёрами. Всем режиссёрам смешно, когда мы с Женей на сцене начинаем спорить. Мы ругаемся на полном серьёзе, а все вокруг стоят и смеются, — рассказывает актриса.

Театр не поспевает.

В Кемерово артисты приехали по приглашению режиссёра Бориса Соловьёва, с которым работали когда-то в закрытом городе Арзамасе-16. В Кузбассе Лидия Цуканова сыграла почти весь мировой репертуар — от шекспировских страстей Дездемоны и Гертруды до пронзительной домашней лиричности военной темы в спектакле «Живы будем — свидимся» по прозе кемеровского писателя Владимира Мазаева. Здесь же актриса получила звание заслуженной, а потом народной.

Сегодня Лидия Николаевна открыта для новых театральных экспериментов, ведь театр должен откликаться и на вызовы современности. Например, совсем недавно на спектакле «Поминальная молитва» люди стали активно реагировать на сцены, где украинцы громят своих соседей евреев и где говорится о революции в Киеве. Неожиданно для театра пьеса выстрелила сегодняшней злободневной темой.

— Театр — это всё равно трибуна, школа жизни, — рассуждает Лидия Цуканова. — На одних комедиях действительно ничего не почувствуешь. Видите ли, драматурги не пишут так быстро хорошие пьесы на то, что сейчас происходит: что на Украине война, что 200 человек в самолёте разбились. В драмтеатре есть Звёздный зал, Малая сцена, где пытаются экспериментировать, но ведь у нас и публика другая, в отличие от московской или даже новосибирской, более консервативная. К нашим сложнее пробиться с чем-то новым.

Один из любимых спектаклей Лидии Цукановой сегодня — «Беккет» по пьесе абсурдиста Сэмюэля Беккета — играют не так часто: зал не набирается. Но те, кто приходит, всегда остаются с полной головой мыслей и новых ощущений. Полубезумная Мэй в исполнении актрисы, отсчитывающая шаги по холодной белой палате, пробуждает в нас все подсознательные страхи, главный из которых — одиночество. На фоне идущего времени, жизни, эпохи.

На улице узнают.

Сколько семья Шокина и Цукановой ни пыталась уехать из Кузбасса, в последний момент что-то случалось и приходилось остаться. Не отпускал город. Теперь Кемерово стал для актёров вторым родным городом, после Горького. А Кемеровский областной театр драмы — вторым домом, если не первым. Здесь дочь Василиса трудится над спектаклями как театральный художник, а внучка Устинья в своё время уже в два года дебютировала на сцене театра в спектакле «Гибель поэта», где дедушка играл самого Пушкина.

— Театр в моей жизни — главное, — говорит Лидия Николаевна. — Может быть, из-за этого не всегда я уделяла должное внимание быту. Он у нас, строго говоря, не организован: квартира недоремонтированная, дача недостроенная. Всё в процессе.

Актриса пытается не выделяться на городских улицах, иногда даже к маскировке прибегает. Ей в своё время один режиссёр говорил: «Ты похожа на серую мышку. Приходи в театр как-нибудь поярче». Но всё равно Лидию Цуканову на улице узнают, подходят, благодарят за спектакли или просто здороваются. Один из зрителей драмтеатра как-то заметил: «Где бы я ни встретил Лидию Николаевну, всегда накрывает чувство неловкости, что я без цветов. Неважно, на улице или даже в магазине. И начинаешь лихорадочно искать ближайший цветочный ларёк». Даже если вы не узнаете её на улице, то на сцене высокую школу психологического русского театра в сочетании с женским обаянием вы никогда ни с чем не перепутаете — перед вами народная артистка России Лидия Цуканова!

27 ноября — был бенефис актрисы. Лидия Николаевна вышла на сцену Кемеровского театра драмы в роли немецкой мамаши, жаждущей поженить безалаберного сынка. Что из этого получится, расскажет комедия «Без меня меня женили» по пьесе Франца Крёца.

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 день подписки от 59 рублей
Оплатить подписку