Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
14 декабря 2015, источник: Коммерсантъ-Online

Кунсткамера меняет личность

Российский музей проведет ребрендинг и станет интерактивным.

Источник: Фотоархив ИД «Коммерсантъ»

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приступил к реализации проекта «Кунсткамера III тысячелетия» и в конце 2016 года запустит несколько онлайн-проектов. Музей представит на сайте 3D-панорамы своих экспозиций, опубликует цикл просветительских видеолекций экспертов музея, запустит мобильное приложение. Кунсткамера также разработала концепцию развития коммуникации, новый логотип и фирменный стиль музея, стратегию работы в социальных сетях. Музей намерен позиционировать себя в общественном сознании как крупнейший научно-исследовательский и музейный центр, и прежде всего, в представлениях «поколения Y» — людей, чьи ценности и интересы сформировались в эпоху интернета.

Сейчас Кунсткамера работает над созданием мобильного приложения, в основе которого — музейная база данных, которая создавалась с 2005 по 2015 год. Как отмечают разработчики, это первое приложение, основанное на музейной базе данных и имеющее навигацию внутри музейных залов с помощью bluetooth-маячков. Приложение сможет провести посетителя по музею и рассказать об экспозиции и уникальных экспонатах в аудиоформате, даст возможность поделиться фотографиями предметов и селфи в социальных сетях. Оно также откроет доступ к новостям музея и познавательным играм.

Любой посетитель из любой точки мира сможет совершить виртуальный 3D-тур по музею. Для этого тура отсняли 70 панорам и 13 экспозиционных залов музея. Посетитель может увидеть любую витрину, любой предмет, в том числе в залах, которые недоступны для просмотра индивидуальными посетителями, куда возможен вход только с экскурсией.

Например, это зал, где находится знаменитый академический глобус.

Проект «Кунсткамера III тысячелетия» рассчитан на два года. Запуск всех проектов и приложений запланирован на октябрь и декабрь 2016 года.

«Работая над проектом “Кунсткамера III тысячелетия”, я часто слышал от партнеров, посетителей: наконец-то, Кунсткамера решила что-то изменить, что-то сделать новое. Но я могу вам со всей ответственностью сказать, что мы все время меняемся. И как самый посещаемый музей и как ведущий научный центр страны в области изучения древних и современных культур», — говорит директор МАЭ РАН Юрий Чистов. По его словам, цель проекта — объединить ряд идей, которые отвечают вызовам информационной эпохи и привлекают внимание молодого интернет-поколения к музею.

Реализация проекта потребует более 7 млн рублей. Значительные средства выделяет в рамках партнерской программы Благотворительный фонд Владимира Потанина.

«Мы надеемся, что благодаря реализации новой коммуникационной стратегии, новой платформе, мы получим модель взаимодействия посетителей, сотрудников музея и ученых. Она поможет и остальным российским музеям в их развитии. Важно не бояться критически посмотреть на свой опыт и совмещать богатейшие коллекции и богатейшую историю с самыми новыми подходами и технологиями», — отметила генеральный директор Фонда В. Потанина Оксана Орачева.

Заместитель директора Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого Юлия Купина рассказала корреспонденту «Ъ» Юлии Вяткиной о том, как Музей намерен развивать свой имидж, становиться интерактивным и делать из посетителей личностей.

Почему именно сейчас назрела необходимость перемен?

Я пришла работать в этот музей 30 лет назад. Главное, что изменилось в музее за эти годы — это посетители. Современный музей — это музей, который делают посетители. Они не готовы просто прийти на экскурсию, им не достаточно просто пройти по залам. Они хотят задавать вопросы, выслушивать разные точки зрения, получать квалифицированный ответ. Кроме того, музеи должны формировать свою аудиторию, быть широко востребованными, доступными и интересными самой разнообразной аудитории. Мы должны уметь формировать и находить внешние и внутренние ресурсы для развития, а главным ресурсом всегда был и остается посетитель.

В массовом сознании Кунсткамера — символ удивительного, страшного, диковинного. Что изменится с реализацией проекта «Кунсткамера III тысячелетия»?

Этот проект нацелен на то, чтобы побороться с имиджем нашего музея как музея уродов. Это тот имидж, который сформировался, наверное, в последнее 10-летие XX века, когда музей не занимался формированием своей аудитории, был просто пассивен.
Юлия Купина, заместитель директора Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого

Имидж у Кунсткамеры колоссальный. У нас всегда очередь. В принципе можно не делать ничего и сюда придут, потому что это Кунсткамера. Наша задача объяснить, что Кунсткамера закончилась в 1836 году. Музей антропологии и этнографии является преемником знаменитой Петровской Кунсткамеры, унаследовал здание и часть коллекции. Мы научно-исследовательский центр. А небольшая анатомическая коллекция, купленная Петром Первым за баснословные деньги — это одна тысячная собрания. Все коллекции не могут быть показаны априори, потому что научные коллекции не для этого собирались. Они собирались для анализа, расчетов, типологии, классификации.

Общественное мнение устойчивое. Вы отдаете себе отчет, что работа над проектом может затянуться?

Мы понимаем, что изменить взаимодействие музея и публики, направить его развитие в позитивном направлении мгновенно не получится. Требовать от публики невозможно, ее надо приучать, предлагать возможности, формировать у нее потребности. На это и рассчитан наш проект: создать информационную среду для саморазвития, где музей и посетитель смогут общаться ради познания. Мы хотим данным проектом показать, что Музей антропологии и этнографии сегодня — это крупнейшее научное исследовательское учреждение страны, показать публике то, что происходит не только в открытых экспозиционных залах, но и в закрытых лабораториях и фондах, в научных экспедициях. Пусть мы этим заинтересуем сначала 100, 200 или тысячу человек, но это та аудитория, которая активна в информационном пространстве. Значит, она нужна, чтобы быть проводником идеи о приоритете знания в системе человеческих ценностей. Мы многое ищем, на многое решаемся впервые, не во всех сферах коммуникации являемся специалистами. Но уверена, что сможем минимизировать риски за счет партнеров.

Вы не боитесь, что с ребрендингом уменьшится число посетителей?

В целом, количество посетителей играет не такую важную роль. Сейчас важнее качество посещения: сколько времени вы проводите в музее, чем вы здесь занимаетесь, с какими вопросами вы из него уходите, можете ли вы вернуться в музей.
Юлия Купина, заместитель директора Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого

Я считаю, что с новым брендом, который сочетает в себе новое и традиционное, который чрезвычайно вариабелен, мы перемещаемся в визуальную среду, где позиционируют себя крупнейшие этнографические музеи мира, но в то же время сохраняем и ярко демонстрируем все связи с нашей историей как старейшего музейного и академического центра России.

Многие музеи переходят на интерактив, делают игры, проводят занятия для детей, квесты. Как вы будете устанавливать диалог с аудиторией?

Все, что вы перечислили, у нас есть. Интерактивные музейные программы для посетителей сегодня развиваются очень активно. Мы хотим пойти дальше и сделать интерактив из научного знания и самого процесса исследования. Скоро будет запущен медиапроект «Кунсткамера Y» (сайт y.kunstkamera.ru), где ведущие ученые понятно и увлекательно рассказывают об уникальных коллекциях музея и научных экспедициях, о результатах своих исследований. И у посетителя появляется возможность, где бы он не находился, быть всегда с музеем, не только послушать экспертов, но и задать им вопросы, вступить в беседу с ним или между собой. Это и есть интерактив, когда создается среда диалога и взаимодействия.

Ваш новый посетитель Кунсткамеры — какой он?

Приведу небольшой пример из нашей практики: в открытом доступе на нашем сайте выставлено почти 56 тысяч изображений наших коллекций. И однажды мы получили письмо от жителя Грозного, который написал, что нашёл на нашем сайте среди исторических фотографий единственный портрет своего дедушки. Для нас важный пример — идея сопричастности. Мы хотим встретить здесь не безликих посетителей, которые исчисляются цифрами в статистических показателях. Мы хотим, чтобы музей был местом встречи для личностей. Наука — это личности.

В коллекционировании также ярко проявляются личности. В современном музее крайне важны личности кураторов и дизайнеров, неслучайно их имена всегда на слуху и всегда привлекают внимание публики. Наш музей в своем названии сохраняет имя своего основателя — Петра Первого. И в этом так же — проявление уважения и интереса к личности. В этой формуле не хватает личности посетителя. И наша задача — создать условия для того, чтобы личность посетителя здесь проявилась.

Юлия Вяткина

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
31 день подписки от 59 рублей
Оплатить подписку