Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
29 декабря 2015, источник: Ежедневник.by, (новости источника)

К кому обращаются белорусы в случае кризисных ситуаций?

Белорусы больше склонны доверять друзьям и родственникам, чем государственным и общественным институтам.

Источник: Ежедневник.by

Центр европейской трансформации (ЦЕТ) и Белорусский институт стратегических исследований (BISS) по инициативе белорусских правозащитных организаций провели исследование потенциала солидарности в белорусском обществе.

Принявшие участие в исследовании респонденты сообщили, что в случае столкновения со сложной жизненной ситуацией рассчитывают, прежде всего, на помощь семьи и друзей (82% опрошенных), а также круга личных знакомых (коллег по работе, бывших коллег, однокурсников) (39,3%). В значительно меньшей степени в сложной жизненной ситуации они склонны рассчитывать на помощь публичных институтов, из которых самым высоким доверием пользуются правоохранительные органы (26,8%). Уровень доверия другим государственным институтам крайне низкий: центральные и местные власти пользуются доверием только у 14,1% и 5,2% респондентов, соответственно. Еще в меньшей степени принявшие участие в опросе люди готовы рассчитывать на помощь негосударственных институтов: правозащитных и иных общественных организаций (11,4%), СМИ и интернет-сообщества (6,8%), церковной общины (5,2%) и профсоюза (4%).

В случае сложной жизненной ситуации уровень межличностного доверия оказался существенно более высоким, чем уровень институционального доверия. Статистический анализ показывает, что уровень межличностного доверия у респондентов значимо выше уровня институционального доверия.

Кроме того, была обнаружено, что чем больше респонденты склонны доверять личным связям, тем в меньшей степени они рассчитывают на поддержку институтов. При этом индекс доверия государственным структурам (центральной и местной власти, правоохранительным органам) оказался существенно выше индекса доверия негосударственным и общественным структурам (общественным организациям, профсоюзам, СМИ, интернет-сообществу, церковным или религиозным общинам).

Как отмечается в исследовании, в случае жизненных проблем обращение за помощью в первую очередь к близкому кругу (семье, друзьям и знакомым) выглядит вполне естественно. В то же время, преимущественное использование близкого круга в случае нарушения гражданских и политических прав (60,8% опрошенных) при низком уровне доверия к специально предназначенным для этого государственным и общественным институтам говорит о кризисе доверия к последним.

Менее половины респондентов (40,4%) отметили, что в случае нарушения их гражданских и политических прав они готовы обращаться за поддержкой и защитой к правоохранительным органам, лишь четверть респондентов (25,5%) указали, что готовы обратиться к правозащитным и иным общественным организациям, и еще меньшее количество респондентов рассчитывают на помощь центральной и местной власти, а также готовы искать поддержку посредством выхода в информационное пространство (СМИ, Интернет): 12% и 9,5%, соответственно.

Статистический анализ данных, полученных при ответе на вопрос относительно попадания в ситуацию нарушения гражданских и политических прав, показал, что уровень межличностного доверия и в этом случае значимо выше уровня институционального доверия.

В целом, убеждены авторы исследования, такая ситуация сигнализирует о проблемном состоянии общественных институтов в стране, когда граждане в большей степени полагаются на личные, семейные и дружеские связи в решении любых проблем. Это в том числе означает, что при кризисе институционального доверия граждане склонны использовать адаптационные стратегии в виде «блата», «связей», коррупции, компенсируя и подкрепляя недостаток своей уверенности в общественных институтах межличностными связями. В отличие от ситуаций столкновения с жизненными проблемами, в случае ситуаций нарушения прав граждане не отдают однозначного приоритета ни государственным, ни общественным структурам. В то же время, индексы доверия к государственным и негосударственным структурам имеют между собой значимую отрицательную корреляцию, т.е. люди, ориентированные на поддержку со стороны государства, менее склонны доверять общественным структурам, и наоборот.

При этом старшее поколение более ориентировано на поддержку со стороны государственных институтов (центральной и местной власти, правоохранительных органов), тогда как более молодые люди (особенно в возрасте 25−34 года) чаще склонны доверять негосударственным структурам (общественным организациям, СМИ, интернет- сообществу).

Как показало исследование, жители белорусских деревень и сел несколько больше, чем горожане, склонны обращаться за поддержкой к негосударственным структурам в случае нарушения их гражданских и политических прав, а в случае жизненных проблем немного меньше, чем горожане, доверяют государственным структурам. В обоих случаях доверие сельских жителей негосударственным структурам связано с их большим, по сравнению с горожанами, доверием правозащитным и иным общественным организациям, что представляет собой несколько неожиданный феномен и требует дополнительных исследований.

Кроме того, в сложной жизненной ситуации сельские жители скорее предпочитают обращаться к территориально близкой им местной власти (18% опрошенных из числа сельских жителей), чем к центральной власти (6% сельских жителей).

При сравнении данных, полученных по Минску, с данными по другим регионам Беларуси обнаружилось значимое различие в уровне доверия к государственным и негосударственным структурам в случае столкновения с нарушением гражданских и политических прав: минчане в подобной ситуации склонны доверять государственным структурам больше, чем жители других белорусских регионов, а негосударственным — наоборот, меньше.