Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
27 января 2016, источник: "Российская газета"

На сцену Новосибирского театра оперы и балета вывели живого тигра

Специально для Новосибирска хореограф Георгий Ковтун и сценограф Вячеслав Окунев поставили новую версию известного спектакля «Спартак».

Это уже третье прочтение произведения Арама Хачатуряна на новосибирской сцене. В 1967 году балет здесь ставил Евгений Чанга, в 1977-м — сам Юрий Григорович.

Постановка 2016-го — одна из самых массовых в российских театрах. На сцене задействованы около трехсот человек (включая хор, детей из хореографического училища), а также тигрица Шакира, которая блистательно сыграла мечущегося животного в клетке. Во втором акте дрессировщица Анастасия Смирнова провела тигрицу через всю сцену, и только после того, как хищница скрылась за кулисами, зал выдохнул и громко зааплодировал. В эпоху Древнего Рима зрителя переносят ошеломляющие декорации художника-постановщика Вячеслава Окунева. Зритель как бы сам становится участником всех событий, которые разворачиваются на фоне то Колизея, то Везувия.

— Я пытался сделать спектакль как широкоформатный художественный фильм. Мой принцип: все живое в театре должно двигаться. Много каскадерских трюков, натуральные бои, декорации меняются на глазах у зрителей. Кордебалет — армия Рима и восставшие гладиаторы — не просто дополняет солистов, это мощное действующее лицо. Грандиозная новосибирская сцена создана для таких спектаклей. У меня сложная хореография — много движений, буквально на каждый такт, — рассказал хореограф-постановщик Георгий Ковтун.

Мало кто назвал новый «Спартак» балетом. Скорее это шоу или цирковое выступление.

Денис Матвиенко, исполнитель главной роли, назвал новый «Спартак» балетом-блокбастером, а Марат Шемиунов, который вышел на сцену в роли Красса, феерическим действом.

Тем не менее спектакль Ковтуна вызвал неоднозначную реакцию среди новосибирских зрителей. Мало кто назвал его балетом. Скорее шоу или цирковым выступлением.

В соцсетях развернулась настоящая полемика: как относиться к новой постановке в любимом театре, который в последнее время и так дает повод для дискуссий (взять хотя бы ремонт здания и помещений — новые интерьеры памятника архитектуры кое-кто сравнивает с обстановкой казино). «Это же массмаркет! Народу на сцене не сосчитать, декорации все перемещаются, даже тигрицу привезли. Зачем? Скорее представляешь себя на массовом мероприятии на площади, где главное — толпа», — пишет комментарий пользовательница Cети.

Журналист Константин Антонов с оговоркой, что это его «личные заметки дилетанта», написал: «По-моему, автор либретто, рисуя картинку противоборства римской деспотии и местного “пролетариата”, насмотрелся клипов. А вот единого действия не было. А ведь музыка Хачатуряна, размеры сцены Новосибирского театра давали постановщику все возможности для того, чтобы превратить массовые сцены в стремительное, экспрессивное, хореографически точное стремление к жизни».

В том же духе рассуждает ведущая программы «Есть мнение» на радио «Вести ФМ» Ирина Левит: «Попытка переиначить на оригинальный лад классическое произведение — это прежде всего стремление завлечь широкого, нередко малокультурного, привыкшего к простоте, а порой радующегося пошлости зрителя. А значит — возможность побольше срубить денег?.. Ничего не имею против балагана, цирка, эстрады… А также против попкорна и Стаса Михайлова. Но, может, разделим понятия? Может, не будем совмещать фрак и валенки? Может, во фраке лучше ходить по сцене, а в валенках — по снегу?».

Сомнения по поводу «Спартака» попробовала развеять заместитель генерального директора театра по связям с общественностью Светлана Наборщикова.

— С тем же основанием можно спросить: зачем нужны новые постановки «Лебединого озера», когда есть бессмертная версия Петипа-Иванова? Ответ очевиден: для разнообразия впечатлений, без которого театр — не театр. Сумрачный «Спартак» Юрия Григоровича и Симона Вирсаладзе — уже нетленная классика. Его величия нисколько не умалит возникшее рядом (не взамен) еще одно прочтение великолепной музыки Арама Хачатуряна. А два одинаковых названия в репертуаре — не редкость. В Мариинском театре в Санкт-Петербурге в свое время давали две «Спящие красавицы», две «Баядерки», два «Щелкунчика». Выбор за зрителем, — высказалась Светлана Наборщикова.

Впрочем, стоит признать: то, что в новом «Спартаке» показала балетная труппа, — достойно уважения. Таких поддержек — близких к акробатике — на новосибирской сцене еще не было. В новом «Спартаке» порадовал недавний выпускник Академии русского балета им. Вагановой Никита Ксенофонтов, станцевавший Вакха. Дуэт Красса и Эгины (Марат Шемиунов и Анна Одинцова) был убедительным, страстным, хотя там, где стоило бы «тянуть носок», балерине было предложено исполнить акробатические трюки.

Зрители отметили и работу Дениса Матвиенко (Спартак) — «на сцене артистичен и правдоподобен», и само совершенство — нежнейшую и тонкую Ольгу Гришенкову (Фригия). И это их искусство не могли затмить — ни чудо-фейерверк, ни перемены пышных декораций, ни даже хищница Шакира.

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 день подписки от 59 рублей
Оплатить подписку