Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
25 февраля 2016, источник: Фонтанка

В январскую квитанцию накидали лишнего

Расхождения в показаниях счетчиков тепла и январских квитанциях — массовые. На фальсификации жилищников могли подтолкнуть долги.

Источник: Фонтанка

Продолжая расследование по выставленной петербуржцам плате за январское тепло, «Фонтанка» проанализировала данные узлов учета и квитанций по государственной компании — ГУП РЭП «Строитель». В большинстве случаев получилось, что в «платежке» указан больший теплоотпуск, нежели накрутил счетчик. То есть жителям предложено заплатить за тепло, которого они не потребляли.

Эта управляющая компания была выбрана по одной простой причине — только они выкладывают на своем сайте акты о теплопотреблении по каждому дому. Этот отчет представляет собой таблицу, в которой указано: какой была температура горячей воды в конкретный день, каким было давление, насколько снизилась температура при выходе теплоносителя из дома. В конце приводятся три основные цифры — сколько горячей воды потребил дом в течение месяца, сколько тепла пришлось на радиаторы, а сколько вылилось на головы и тела граждан в ванной.

Источник: Фонтанка

Данные прибора учета снимает специализированная организация, которую нанимает управляющая компания. Она же составляет справку о теплопотреблении. В отчет, как правило, попадают показания с 23 числа одного месяца по 23 число другого. После этого бухгалтер жилкомсервиса вводит информацию о потребленных ресурсах в базу данных ГУП «ВЦКП», которое и печатает квитанции для 70% городских домов. Арифметика простая: чем больше накрутил прибор учета, тем более существенная сумма будет выставлена жителям. В случае с отоплением объем потребления, естественно, зависит от температуры наружного воздуха: чем холоднее, тем больше гигакалорий нужно для прогревания помещений.

По этой причине рост платы за отопление в последней квитанции в целом объясним: действительно, средняя температура декабря составила плюс 2,1 градуса, января — минус 11,2 градуса. Однако есть одна странность. Если взять данные энергетических компаний, то в среднем по городу теплоотпуск вырос на 54%. Именно на такой объем увеличили отпуск горячей воды котельные и ТЭЦ. Если же посмотреть информацию, указанную в квитанции, по значительной части домов теплоотпуск увеличился на 80% и выше.

Сами управляющие компании объясняют эту странность тем, что при наступлении холодов жители могли пожаловаться на холод в квартирах, и сантехник открутил задвижку в подвале на максимум. Но «Фонтанка» не стала принимать эти слова на веру.

В январе — больше

В ответ на нашу просьбу читатели стали присылать квитанции, подготовленные ГУП РЭП «Строитель».

В зоне ответственности ГУП РЭП «Строитель» статистика не такая подавляющая. Мы сравнили данные по 29 домам. В семи случаях теплоотпуск, указанный в квитанции, совпадает с тем, что записан в акте о теплопотреблении. Жителям еще пяти домов повезло: прибор учета показал один объем, но к оплате выставили меньший. Например, в случае с домом по Стачек, 67/2, эта разница составляет 35 Гкал, Стачек, 74/1, — почти 150 Гкал.

Однако в 60% случаев речь идет об обратной, неприятной разнице. Правда, в отличие от Васильевского острова, превышение незначительное — около 10 Гкал. Например, счетчик в подвале дома на Зайцева, 4, показал 200 Гкал, однако в «платежке» указаны 214. На Стачек, 80, это соотношение выглядит так: узел учета говорит, что на отопление ушла 151 Гкал, квитанция — 160. Иногда разница чуть больше: например, в доме № 4 по улице Червонного Казачества она составляет 27 Гкал, на Васи Алексеева, 18, — около 30.

Всего ГУП РЭП «Строитель» обслуживает 290 домов. Подчеркнем также: приводя данные счетчиков, мы указываем, сколько гигакалорий ушло именно на отопление (в отчете о теплопотреблении также отражается информация о количестве горячей воды, потраченной на бытовые нужды).

Не может быть!

На пути от счетчика к квитанции показания приборов учета можно скорректировать дважды. Теоретически это в состоянии сделать бухгалтер жилкомсервиса, который вводит данные в базу ВЦКП. Затем технически изменения можно внести уже на уровне самого вычислительного центра, который подчиняется жилищному комитету. Правда, на обоих уровнях отрицают, что как-то правили потребление по вышеуказанным домам.

«Для меня это откровение. У нас показания могут либо совпадать, либо в квитанции может быть меньше», — таков был комментарий директора ГУП РЭП «Строитель» Александра Ратковского.

В ГУП «ВЦКП» «Фонтанке» рассказали, что все изменения, вносимые в базу данных, записываются компьютером. Соответственно, простая проверка быстро покажет, кто и когда скорректировал показания приборов учета. В жилищном комитете попросили прислать все примеры расхождений и пообещали их проверить. Ранее первый зампред ведомства Василий Осипов прокомментировал информацию о наличии разницы так:

«Одну причину [расхождения показаний] назвать невозможно. Могут быть учтены некорректные начисления прошлых периодов. Например, бухгалтер ошибся. Ввел меньше в предыдущем месяце. Он ведь вводит тысячи домов, в одном доме на ноль ошибся — вместо 100 Гкал указал 10».

Решить проблему с долгами.

Складывается следующая ситуация. «Фонтанка» случайным образом выбрала две управляющие компании — мы стали проверять ГУП РЭП «Строитель» только потому, что те выложили отчеты о теплопотреблении в открытом доступе. Прося читателей присылать квитанции, мы никак их не ограничивали. Например, отсутствовала планка по минимальному или максимальному росту квартплаты. В итоге в большинстве случаев выявлены несоответствия. Такое же соотношение получилось в предыдущий раз, когда мы попросили ГУП «ТЭК» проверить теплоотпуск по 21 адресам: в 11 случаях январское потребление по «платежке» было больше, чем накрутил счетчик.

Несмотря на очевидные примеры несоответствия, все участники процесса яростно отрицают возможность искусственного завышения платежей. По крайней мере, в официальных комментариях. А вот в неофициальных разговорах жилищники допускают такую возможность. Ведь все жилкомсервисы погрязли в долгах перед поставщиками тепла. При этом зачастую они образовались по вине государства, которое, например, искусственно ограничило платеж за тепло в марте 2013 года. То есть в представлении самих жилищников граждане недоплатили за полученную услугу, пусть это и было давным-давно.

Все то же ГУП РЭП «Строитель» задолжало «ТГК-1» 220 млн рублей, а ЖКС № 1 Василеостровского района — 126 млн. Одна гигакалория, в соответствии с постановлением комитета по тарифам, обходится жителям в 1541 рубль. Если условный жилкомсервис, обслуживающий 300 домов, накинет сверху к показаниям счетчиков еще по 30 Гкал, то сможет заплатить поставщикам тепла на 14 млн рублей больше.

«В теплые месяцы дополнительные гигакалории никто бы не рискнул выставлять. Там скачок сразу бы заметили. А в морозы, под шумок, такое вполне возможно, чисто теоретически», — поделился своим мнение замглавы одной из районных администраций, курирующий сферу ЖКХ. Но подчеркнул, что он о таких фактах не слышал.

Добавим напоследок красноречивый факт: в отличие от ЖКС № 1 и «Строителя», остальные управляющие компании благоразумно не стали выкладывать в публичный доступ акты о теплопотреблении. У них показания общедомовых приборов учета представлены в виде удобных табличек: адрес — количество гигакалорий, адрес — количество гигакалорий. Эти таблички не являются официальными документами, под ними нет печати «ТГК-1» или ГУП «ТЭК» и подписи ответственного лица. Скорее всего, они составлялись уже после ввода цифр в базу ВЦКП.

Изучая эти таблички, «Фонтанка» не нашла ни одного расхождения с квитанциями.

Андрей Захаров