Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
9 марта 2016, источник: АиФ Омск

Прощание с зимой: на Масленицу в Омске возродят забытые традиции

Попрощаться с зимой жители города смогут 13 марта на бульваре Мартынова, где будут проходить традиционные масленичные гулянья. Сжигание чучела, хороводы, ярмарки народных ремёсел, а самым смелым омичам предложат посоревноваться… в беге в носках.

Народный праздник вот уже четыре года подряд проходит на бульваре Мартынова — эта площадка для проведения Масленицы стала у омичей одной из самых любимых. Так, например, в прошлом году народные гулянья посетило около 7 тыс. человек. Праздник устраивают специалисты Сибирского культурного центра, которые умело сочетают как традиции прошлого, так и современные реалии.

Какие масленичные обычаи уже забыты? Уместно ли называть Масленицу языческим праздником? И как в Сибири любили провожать зиму? Об этом «АиФ в Омске» рассказала Ольга Лобзова, искусствовед Сибирского культурного центра Государственного центра народного творчества.

Не язычество.

Сейчас уже как-то подзабылось, что Масленица в старину — это не только проводы зимы, но и праздник поминовения усопших. Блины — солярный знак, символ солнца, жизни и в то же время — поминальное угощение. Что касается сжигания чучела или старых вещей, это подразумевало вхождение в пост чистыми духом и телом. Многие считают Масленицу языческим праздником, но это один из самых спорных вопросов.

«Масленица никогда не была языческой, — отмечает Ольга Лобзова. — Сейчас любят искать какие-то древние смыслы во многих народных явлениях, хотят в это верить. Но за тысячу лет православных традиций всё очень хорошо переосмыслилось. Масленица — это именно православный праздник, бывший изначально днём поминовения усопших. И кстати, сжигание чучела — социалистическое веяние, в старых русских традициях этого не было. Сжигали не куклу, в костёр обычно бросали ветошь, тряпки, солому — обязательно нужно было сжечь что-то старое, чтобы обновлёнными начать пост. Нельзя отделить традиционную народную культуру от православных традиций — они крепко спаяны».

Народные забавы.

Интересно и то, что в каждом регионе и, более того, в каждом селе, существовали свои масленичные традиции, часто их привносили переселенцы. Например, практически только в Сибири на Масленицу можно было увидеть скачки на тройках или конные бега. Сейчас этого в масленичных гуляньях уже не увидишь.

Чаще, чем в других регионах, в Сибири устраивали взятие снежных крепостей, катание с ледяных горок, благо снега у сибиряков всегда хватало. И если крепости на Масленицу ещё возводят, то вот с горок только катаются, хотя в старину на них ещё и поднимались! Исчезла и байга — традиционный бег в шерстяных носках. К слову, в этом году, как и в прошлом, на бульваре Мартынова можно будет принять участие в этих соревнованиях.

«Мы стараемся вспоминать те забавы, которые ранее встречались в народной среде, и соединять их с осовремененными вариантами, — говорит Ольга Лобзова. — Масленица сейчас получается синтетичная — это и дань традиционной культуре, и совмещение веяний ХХ века. Люди приходят не только для того, чтобы их развлекали, но и чтобы самим принять участие в празднике.

Что касается символа Масленицы — блинов, то их современные вариации на старые русские блины совсем не похожи. Рецептов блинов на Руси было — море! Тесто заводили на дрожжах, добавляли по шесть яиц, пекли чаще на сале и ели со сметаной или с икрой. Сейчас воплощать в жизнь такие кулинарные изыски долго и дорого. Так что нынешние блины, которые пекут современные хозяйки, можно с чистой совестью назвать постными. Поэтому Масленица — самое время приготовить настоящее русское лакомство на дрожжах, добавив туда шесть яиц и начинив икрой.