Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
28 апреля 2016, источник: АиФ Кузбасc

Своё дело. Что предпринимателю делать в кризис?

Корреспондент «АиФ-Кузбасс» выяснил, с чего начать свой бизнес, где взять деньги на реализацию своей идеи и стоит ли игра свеч, когда в стране кризис.

Кемеровский предприниматель Степан Субботин начал своё дело в 20 лет с пошива по­душек с наполнителем из гречишной лузги и кедровой стружки. Сегодня Степану 24, и он, оставаясь предпринимателем, уверен, что кризис — не помеха развитию малого бизнеса.

Как подушки кончились?

Наталья Исаева, «АиФ-Кузбасс»: Степан, бизнесменом вы стали ещё будучи студентом и направление выбрали необычное — шитьё подушек. С чего начинали? Как находили своего потребителя?

Степан Субботин: Мне всегда был интересен здоровый образ жизни. Уверен, что люди стремятся жить в экологически чистом пространстве. Ведь это обеспечивает здоровье человеку, да и затраты на обеспечение экологических условий жизни несоизмеримо меньше затрат на лекарства и различные методы лечения.

Начинал я с шитья подушек с натуральными наполнителями. Почитал литературу по организации бизнеса. Сам разобрался, как создать сайт интернет-магазина, заказал гречишную лузгу, нашёл в Кемерове поставщика кедровой стружки, подобрал ткани, определился со швейной мастерской, которая и отшивала продукцию по моему заказу. Первая партия разошлась среди друзей и знакомых, вторая — по рекомендациям.

Дальше реализовывал через магазины и Интернет. Параллельно выполнял заказы по уборке квартир. Т. к. приходилось иной раз самому развозить подушки заказчикам, были предложения по уборке. Пришлось вникать, чем убирать помещение, чтобы обеспечить экологическую чистоту и не навредить здоровью потребителя.

В процессе работы понял: чтобы обеспечить растущий спрос, нужны инвестиции, как на пошив подушек, так и на уборку квартир и офисов. После детального анализа перспектив развития бизнеса я полностью сосредоточился на клининговых услугах.

— Сегодня о развитии молодёжного предпринимательства говорят много. Но ведь на реализацию своих идей нужны деньги. Сколько денег вы изначально вложили в подушки? Где брали стартовый капитал?

— Стартовый капитал в производство подушек был небольшой — всего 5 тыс. руб. Где взять деньги? Заработать, накопить. Родители с детства приучили считать деньги. Все расходы и доходы у меня записаны, домашнюю бухгалтерию веду всегда. Вообще, до того как самому стать предпринимателем, я много работал в разных компаниях на разных должностях. Первые два курса университета (а учился я на специальности «финансы и кредит») работал бойцом студотряда.

Месил бетон, рубил лес. Большой опыт работы с заказчиком получил в компании, которая реализовывала системы водоочистки. Мне приходилось объяснять людям преимущества системы автономной водо­очистки в городских квартирах, а затем эти системы мы устанавливали. Учёбе работа не мешала, потому что по большей части деньги я зарабатывал летом.

На старших курсах подрабатывал бухгалтером, специалистом тендерного сопровождения, менеджером в банке. После такого опыта сложилось уже определённое мировоззрение и понимание. Последним местом работы был банк. Работал в должности менеджера по продажам. Проработав некоторое время, окончательно определил для себя, чем хочу заниматься в жизни. Решил реализовывать собственные идеи и проекты.

В сферу уборки пришёл, когда увидел потребность рынка. Знакомым нужно было помыть окна в коттедже. Тогда-то я и открыл клининговую компанию. Это было в 2012 г. Сначала мы обслуживали только граждан: убирали квартиры, коттеджи, мыли окна. Потом добавили химчистку, стирку, услуги дом­работниц. Затем стали обслуживать и предприятия — мыть фасады, ежедневно прибираться в их помещениях и на прилегающих территориях.

Сейчас ко всему этому добавилось комплексное обслуживание: мелкий ремонт, спецработы, глубокая размывка полов, нанесение защитных покрытий и т. д. Зарегистрировал собственную компанию. Сегодня у меня работают 29 человек: четыре человека в администрации и 25 человек персонала. У нас есть заказы, есть чем платить зарплату.

Здесь, конечно, мне помог опыт работы в различных компаниях. Подход к работе, например, позаимствовал в одной из них. Там руководитель смог построить работу команды так, что мы были заинтересованы в результате, старались выполнять свои обязанности качественно.

— Производство подушек вы прекратили, когда поняли, что нужны большие вложения. Что делать тем, чьи товары или услуги не продаются?

— Если товар или услуга не приживаются на рынке, изучите сам рынок, его сегодняшние потребности, интересы потенциальных клиентов. Не бойтесь экспериментировать, менять направление. У меня, например, было уже около десяти направлений бизнеса.

Среди них даже небольшая столовая возле одного из учебных заведений, но мне стало скучно в этом деле, и я из него вышел. Если говорить о подушках, то я понял, что для успеха в этот бизнес нужно много вкладывать и расширять производство. Что касается клининговых услуг, то они сегодня популярны, поэтому их нужно было дать рынку.

Какие перспективы у бизнеса?

— С какими проблемами вы сталкивались в начале своей предпринимательской работы? Как кризис повлиял на работу?

— Мне представляется, что у малого бизнеса вообще не должно быть больших проблем. Это же узкоспециализированное направление. Да и объём оказываемых услуг здесь не такой большой. А у того, кто оказывает услуги качественно, всегда есть клиенты, а значит, есть работа. Вообще, уверен, что самый главный инвестор в любом бизнесе — клиент.

А хорошая услуга или товар будут востребованы всегда. Например, если говорить о клининговой компании, исполнили мы хорошо свой первый заказ — нас клиенты порекомендовали своим знакомым, и так по цепочке. Постепенно стали получать прибыль, докупать оборудование. Добавились клиенты, нас стали узнавать на рынке услуг.

— Выходит, кризиса в малом бизнесе не существует? Каковы, по вашему мнению, перспективы развития малого бизнеса?

— Чтобы пережить любой кризис, нужно работать. Главное, чтобы государственная политика в области малого бизнеса не менялась часто. Установили порядок минимум на три года, а лучше на пять. Тогда можно планировать, смело развивать базу и т. д. Также я бы посоветовал бизнесменам тратить минимум времени на подготовку. Нельзя позволять себе потухнуть на этапе планирования, нужно реализовать свой проект, смотреть на реакцию рынка, пробовать свой товар или услугу на друзьях и знакомых.

Для этого не потребуется больших первых вложений. Повторюсь: нужно понимать, что основной инвестор — клиент, потребитель твоих идей. Если он есть, предприятие будет развиваться. На любом рынке существует конкурентная борьба, но не надо зацикливаться на гонке за конкурентами и стремиться им соответствовать. Я пришёл к выводу, что правильней изучить поведение и желания целевой аудитории и дать ей то, что она хочет, и немного больше.

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 деньподписки за59рублей
Оплатите подписку, чтобы читать все комментарии и участвовать в обсуждении новостей