Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
26 мая 2016, источник: "Российская газета", (новости источника)

В Ростове-на-Дону открылась выставка шолоховского кино

Впервые в одном месте собраны все фильмы по романам и повестям писателя. Выставка приурочена к 111-летию со дня рождения Михаила Шолохова. Режиссеры его любили.

Всего было 18 экранизаций шолоховских произведений. В поле зрения режиссеров попали даже самые ранние работы писателя, созданные, когда ему не исполнилось 18-ти. «Донские рассказы» были экранизированы лишь в 1950—1970 годы. До этого такое кино не пропустила бы цензура.

Одна из первых киноработ «по Шолохову» — короткометражный фильм «Жеребенок», в котором герой жертвует собой, чтобы спасти «лошадиное дитя». Здесь же — неизменно трогающий душу «Нахаленок» 1961 года.

В 1939 году Михаил Шолохов вместе с Юрием Райзманом и Сергеем Ермолинским снял фильм по роману «Поднятая целина». Несмотря на таких маститых создателей, картина легла на полку. К экранизации романа Александр Иванов вернулся в 1959 году. Сценарий написали Юрий Лукин и Федор Шахмагонов, которые сняли трехсерийный, первый в стране цветной фильм. В нем сыграли Евгений Матвеев, Петр Глебов, Петр Чернов, Людмила Хитяева.

После его выхода на экран с Михаилом Шолоховым захотели работать самые маститые режиссеры.

Аксинья худой не была.

Под рассказ об экранизации романа «Тихий Дон» отведен самый большой зал экспозиции.

Экранизаций было 4. На плазме — первая версия 1930 года, еще немая. Периодически появляются титры. В первом «Тихом Доне» сыграли Эмма Цесарская и Андрей Абрикосов. Несмотря на беззвучие, актерам все-таки удалось воссоздать в картине казачий дух.

Картине была уготована печальная судьба. Автором сценария, по сути, стал сам писатель, работавший вместе с Иваном Правовым и Ольгой Преображенской. Но когда фильм вышел на экран, его расценили как антибольшевистский. После такой оценки Правов и Преображенская были изгнаны из ассоциации кинематографистов СССР.

В 1957 году создать свою трехсерийную версию «Тихого Дона» решил Сергей Герасимов. Работу планировали приурочить к 40-летию революции. С выбором актеров режиссер не ошибся, многие зрители решили, что в ней снимались реальные люди и что кадры документальные.

Экранные герои оказались постарше книжных. В романе Григорию — 18, Аксинья немного его старше. Но Элина Быстрицкая и Петр Глебов создали такие образы, что никто не обратил внимания на это несоответствие.

— Быстрицкая даже специально поправилась на 20 кг, чтобы соответствовать образу казачки-матери, хозяйки и жены воина, — рассказывает экскурсовод Лада Ермолова.

Сохранился ценный реквизит — письмо жены Мелехова Натальи своему мужу и ответ ей Григория, написанные самими актерами. «Пропиши мне, как мне жить, — пишет Наталья. — Думала — сгоряча ты ушел и ждала, что возвернешься». «Живи одна», — отрезает Григорий.

Экскурсовод рассказывает, как после этих скупых слов женщина пронзает себя косой.

— Казачку, живущую без мужа, не просто проводившую его в солдаты, а брошенную, считали женщиной легкого поведения. Не выдержав позора, Наталья лишает себя жизни, — поясняет экскурсовод.

И сегодня для многих эталоном шолоховских героев «Тихого Дона» остается герасимовский кинороман.

Не обошел своим вниманием «Тихий Дон» и Сергей Бондарчук, начавший снимать фильм в 1990 году. Но у него возникли финансовые трудности. Средства согласились дать спонсоры из Великобритании и Италии. Но поставили условие — чтобы главные роли исполняли иностранные актеры. После смерти режиссера в 1994 году итальянский банк забрал рабочий материал фильма, 450 метров пленки, за долги. Тогда он был оценен в $10 млн. Через 11 лет пленку выкупил Первый канал.

Работу над фильмом закончил Федор Бондарчук. В результате картина вышла на экраны уже в 2006 году и вызвала противоречивые зрительские оценки.

— Некоторые считают, что в ней нет русской души и знания казачества. К примеру, для казачки выйти на люди с распущенными волосами, как это показано в картине, считалось позором, ее бы камнями забросали, или тем более в шляпке, — утверждает экскурсовод Юлия Бабошкина. — И разве казачки были такими хрупкими?! Как говорит один шолоховский герой: «У казачки все должно быть видно: что сзади, что спереди». То есть она должна быть в теле, ведь казачка и в доме работник, и в поле, при нужде и за плугом пойдет. Вспомним, как в романе Наталья пошла работать в поле и там родила двойню, искупала в реке младенцев и принесла их домой в подоле. Тонкая барышня так не сможет.

— У Григория тоже не могло быть таких нежных рук, как у актера в фильме. У казаков они были настолько мозолистыми, что их не могла пробить даже медицинская игла.

И, наконец, последняя на сегодня версия романа. Ее автор Сергей Урсуляк. Он начал снимать фильм в 2014 году и закончил в 2015-м.

Тысячи писем

Один из выставочных залов посвящен киноработам по двум книгам — «Они сражались за Родину» и «Судьба человека». Оба фильма снял Сергей Бондарчук, причем второй стал его режиссерским дебютом. Первый роман создавался почти что в окопах. Отдельные его главы вышли в предновогодних номерах «Правды».

— Роман, который писатель так и не закончил, получился на экране такой силы, что с лихвой компенсировал незавершенность литературного произведения, — считает завотделом музея-заповедника Шолохова Елена Толстопятенко.

Актеры, исполнившие главные роли, — Василий Шукшин, Юрий Никулин, сам Сергей Бондарчук, Иван Лапиков — были, как и Михаил Шолохов, фронтовиками. Потому сыграли очень правдиво.

С прототипом своего будущего героя в «Судьбе человека» Андреем Соколовым Михаил Шолохов познакомился за год до окончания войны. А написал книгу только через 12 лет. Фильм же вышел на экраны в 1959 году.

Между тем

В жизни Аксинью звали Екатериной.

В Ростове живет дальний родственник казака Федора Чукарина из станицы Каргинской, где рос Михаил Шолохов. В молодости будущий литератор сватал дочь этого станичника, но ее отец не дал добро на брак.

— Федор Стратович отказал жениху, потому что не считал его казаком, отец Михаила Шолохова не принадлежал к казачеству, одно время был скупщиком скота, — рассказывает Алексей Кузьмин, предки которого жили в одной станице с Шолоховым.

Михаил стал казаком позже. Он попросил руки младшей дочери атамана, но тот отдал за него старшую, сказав, что сделает из него настоящего казака. Тем не менее чувства к Екатерине Федоровне не забылись. Считается, что именно она стала прообразом Аксиньи в романе «Тихий Дон».

Брат деда Алексея Кузьмина Арсений Федорович Беланов был другом Михаила Шолохова, а его сестра играла вместе с ним в станице Вешенской в пьесах. Сохранилось письмо писателя Арсению, датированное 6 февраля 1935 года. В нем Шолохов делится своей мечтой с другом детства, уроженцем одной с ним станицы Кружилинской, — побывать на Дальнем Востоке и там поохотиться. И сетует, что отправиться в путешествие ему мешает работа.

«Кончаю — наконец-то! — “Тихий Дон” и тотчас же возьмусь за последнюю книгу “Поднятой целины”… Прости за короткое письмо, нет времени! Желаю всяческих успехов тебе», — заканчивает Шолохов.

— Этот документ в том числе подтверждает авторство двух великих шолоховских романов, которое одно время пытались оспорить, — говорит Алексей Кузьмин.